Веды для всех, или Просто о сложном - стр. 9
2.1 Пуруша и Пракрити
В Ригведе Пуруша (душа) описана как часть духовного мира, которая имеет все качества духовной природы, но отделена от нее. Эта природа называется Пракрити, которая представляет собой семена, которые хранит в себе Пуруша. Пракрити и Пуруша образуют мужской и женский аспект. В Кундалини-йога это известно как Шива-шакти, а в китайской традиции как Инь и Янь. Пуруша и Пракрити в своей совокупности – это бесконечное стремление к полноте существования. В нашем материальном мире происходит то же самое, так как этот материальный мир является отражением духовного мира. Если сказать коротко – что вверху, то и внизу.
Пракрити – это непрерывное взаимодействие трех гун – саттвы, раджаса и тамаса, которые и формируют трехмерность нашего мира. Саттва – это творческая и упорядочивающая сила, раджас – это активность и поддержание, а тамас – это замедление и растворение. Все процессы материального мира проходят через эти три стадии и все они необходимы для течения эволюционного цикла. Это легко проследить и по поведению каждого отдельного человека. Если жизнь человека упорядочена, он спокоен, умиротворен и чист, то здесь доминирует гуна благости. Когда человек сосредоточен на своей работе и материальной выгоде, то это действует гуна страсти (раджас), а если человек ленив и ему скучно, то это – проявление гуны невежества или тамаса.
В основе творения лежит Пуруша – это единый, неделимый универсальный, космический разум. В человеке это проявляется как внутреннее Я, эмпирическое поле, которое находится за пределами нашего разума. Мы называем это чистым сознанием. Опыт чистого сознания мы можем пережить, когда полностью останавливаем поток мыслей. Именно в этом состоянии наш ограниченный ум сливается с космическим универсальным разумом и наше сознание не является осознанием чего-то, а становится просто сознанием.
Другими словами, субъект и объект восприятия сливаются воедино и образуют безотносительное сознание. Поскольку это состояние стоит выше любой мыслительной деятельности, его называют трансцендентным сознанием. Подобный духовный опыт может пережить не только продвинутый йог или преданный, но и простой человек через медитацию, пение и прослушивание ведических мантр. Другими словами, субъект и объект восприятия сливаются в одно состояние сознания, состояние, в котором сознание относится только к себе и ни к чему другому. Поскольку это состояние поднимается выше всей мыслительной деятельности, его также называют трансцендентальным сознанием.
Этот духовный опыт предназначен не только для йогов, обычные люди также могут духовно развиваться через йогу, медитацию или созерцание. Прослушивание и чтение ведических мантр, несомненно, углубляет духовный опыт.