Размер шрифта
-
+

Веды для всех, или Просто о сложном - стр. 12

В своей замечательной книге «Ведическая физика или научное происхождение индуизма» ее автор Раджа Рам Мохан Рой, доктор философии просто проходит весь путь назад, находит первоначальное значение слова и, начиная с этого пункта, исследует возможный научный смысл этого слова. Он пришел к удивительным результатам, на которые мы остановимся подробнее в девятой главе этой книги.

Веды объясняют процесс развития Вселенной, ее возникновение, развитие, угасание и растворение. Этот цикл повторяется бесконечно на всех уровнях существования материального мира. Уникальность человеческого разума состоит в том, что он в состоянии зафиксировать эти процессы и преобразовать их в последовательность звуков. То же самое мы наблюдаем и ведических гимнах, где каждая мандала (буквально «круг») является описанием определенного цикла эволюции, а все мандалы соответствуют друг другу и выстаиваются в форме спирали. Каждое предложение, каждое слово, каждая буква играют важную роль как в гимне в целом, так и в абзацах (шуктах) и в главах (мандалах). Более того, даже пробелы в тексте имеют важное значение. Так десятая глава Ригведы содержит комментарий к пробелам между словами первой главы (мандалы).

Каждая шукта (абзац) состоит из нескольких гимнов или риши. Весь гимн является выражением результата утонченного восприятия Риши (мудреца) или того, кто слышит. Сознание мудреца безгранично, и в этом состоянии он способен увидеть и прочувствовать все механизмы вселенских процессов и затем передать их посредством звука на нашем уровне существования. Здесь можно вычленить три этапа. Это – сам мудрец, божество, о котором идет речь и ритм (размер) повествования. На санскрите это звучит как Риши, Девата и Чанда. Все эти три процесса здесь сливаются в единое целое, согласно схеме, приведенной выше, причем эта целостность более значима, чем отдельные ее части.

Возьмем в качестве примера первый гимн из девятой мандалы Ригведы.

Риши – это Мадхучхандас, сын Вишвамитры

Девата – это Павамана Сома

Чандас – Гаятри.

Самым сладким, самым опьяняющим
Потоком очищайся, о Сома,
Выжатый Индре для питья!
Ригведа, мандала 9, шукта 1

Мадхучхандас – мудрец этого гимна. Божество или закон природы, которое он оживляет в своем сознании, – это Павамана Сома, который является Деватой всей девятой мандалы Ригведы. Божество или закон природы – это стимул творческого разума, который отвечает за определенную часть творческого процесса. Размер первой шукты – это Гаятри, самый распространенный в Ведах. В следующих главах мы объясним все термины, упомянутые здесь, в том числе более глубокое значение самого гимна.

Страница 12