Ведун - стр. 33
Во-вторых, у меня в голове множество знаний из разных областей: военное дело и математика, история и философия, политика и психология, музыка и сельское хозяйство, география и биология. А помимо того мне известно, как должны развиться технологии, и я знаю места залегания полезных ископаемых. Да вот в чём закавыка: становиться прогрессором мне совершенно неинтересно, ибо я понимаю, что просто так никакую новую идею в массы не толкнёшь. Для этого нужны деньги, влияние, связи и время, а для того, чтобы сберечь секреты, необходима сильная структура, которая обеспечит сохранение тайны. И если у «правильного» попаданца из фантастических книг на внедрение своих идей и технологий уходит год-другой, максимум, пять лет, то я, наверное, неправильный путешественник во времени, который настроен крайне пессимистично и не желает тратить двадцать – тридцать лет на всякую муру, пока жизнь проходит мимо. Хватит с меня инвалидного кресла, насиделся. Теперь хочется просто пожить, так что дорогу надо выбирать свою, а не ту, которую для бывшего подполковника Соколова назначит кто-то со стороны. Хотя, если меня припрёт, что-то по мелочи всегда можно использовать. Но всерьёз на этом зацикливаться нельзя, потому что главное преимущество человека из технологического мира перед средневековыми аборигенами – это не его знания, а способность быстрее воспринимать, обрабатывать и усваивать информацию. Вот это да. Данный факт реально способен помочь мне адаптироваться в новых условиях, и именно на это я сделаю свою основную ставку в борьбе за место под солнцем.
В-третьих, перебрав массу вариантов, я пришёл к выводу, что больше всего мне подходит путь воина. Почему? Объясняю на пальцах. Славянское общество, хоть поморское, хоть новгородское, хоть киевское или степное, – это сословно-кастовая формация. Наверху князья и священнослужители. Далее – бояре, как правило, командиры воинских формирований, управленцы и администраторы. Потом витязи и профессиональные вояки, вся жизнь которых война, а перерыв между сражениями рассматривается ими как отпуск и подготовка к новым битвам. За ними житьи люди (крупные землевладельцы) и купцы. Ещё ступенькой ниже – рядовичи, которых часто называют чёрным людом, и в это сословие-касту входят рабочие, свободные крестьяне (своеземцы), охотники, рыболовы, мореходы, мастера и мелкие торговцы. А в самом низу находятся смерды, которые делятся на нескольких подгрупп: кочетники – крестьяне, не имеющие собственной земли и работающие на нанимателя за долю от будущего урожая, закупы – должники, отрабатывающие долг, и одерноватые (обельные) холопы – полные рабы, которые провинились перед общиной, не смогли вернуть долг, совершили тяжкое преступление или были захвачены в бою.