Вечные ответы - стр. 39
«Душу нельзя рассечь на куски никаким оружием, сжечь огнем, смочить водой или иссушить ветром».
Бхагавад-гита 2.23
«Мудрецы, узревшие истину, пришли к заключению о бренности несуществующего (материального тела) и неизменности вечного (души)».
Бхагавад-гита 2.16
«Никто не может уничтожить бессмертную душу».
Бхагавад-гита 2.17
«Неизменная, неподвижная и вечная, она пребывает повсюду и всегда сохраняет свои свойства».
Бхагавад-гита 2.24
Бхактиведанта Свами Прабхупада пишет:
«Крошечная духовная искра является движущей силой материального тела, и ее влияние распространяется на все тело, подобно тому как действие лекарственного препарата распространяется на весь организм. Влияние вечной души ощущается в каждой точке тела, – оно проявляется как сознание».
«Душа не связана с материальным телом, хотя и находится в нем».
Бхагавад-гита 13.33
«Даже помещенная в материальное тело, душа не совершает действий и не запутывается в их последствиях».
Бхагавад-гита 13.32
«Живые существа (души), так же как и Господь, неподвластны рождению и смерти, неразрушимы и свободны от оскверняющего влияния материи. Они обладают индивидуальностью, сознают свою внешнюю оболочку, а также являются основой и прибежищем всего сущего. Они неподвержены материальным изменениям, лучезарны, вездесущи и являются причиной всех причин. Кроме того, они не имеют ничего общего с материальным телом, и потому их никогда не покрывает материальная скверна».
Шримад-Бхагаватам 7.7.19
Верховный Господь говорит:
«Живые существа (души) в материальном мире суть Мои вечные отделенные частицы».
Бхагавад-гита 15.7
Хотелось бы обратить пристальное внимание на последнюю цитату, потому что в ней содержится один из важнейших посылов ведической философии: душа качественно равна Богу, то есть обладает природой сат-чит-ананда – вечности, знания и блаженства. Да, количественно душа неизмеримо мала по сравнению с Верховным Господом: одно из сравнений, которое приводится в писаниях, – капля морской воды и весь океан. По своему составу и свойствам капля не отличается от всей воды в океане, но количественно они несоизмеримы. Так же и Бог и душа – это целое и часть целого. И если это так, то становится понятно, что самое правильное, самое разумное и естественное положение частицы – находиться в составе целого.
«Тот, кто всегда смотрит на живые существа как на духовные искры, качественно равные Господу, понимает истинную природу вещей. Что может ввести в заблуждение такого человека?»
Шри Ишопанишад 7
Душа и сознание
Душа – это индивидуальная, наделенная ограниченной самостоятельностью, вечная частица духа, атом сознания, причина всех проявлений жизни. От мертвой материи ее отличает прежде всего способность осознавать свое существование и познавать окружающий мир. Именно это качество – способность к восприятию – отличает живое от неживого.