Вечное сокровище. Заря Богоявления - стр. 99
По слову апостольскому, в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2 Тим. 3,1–5).
Блаженный Феофилакт Болгарский пояснял: «И неудивительно, что при царстве обольстителя процветет зло, ибо он есть пристанище злобы всякого греха. Что же иное постарается он вселить в жалкое поколение тогдашних людей, как не свои свойства? Ибо от нечистого что может сделаться чистым?».
Другими словами, люди погрязнут в беззакониях и чувственных наслаждениях, совершенно забыв о духовном, трудясь не для Бога, но для собственной, ненасытной в удовольствиях, плоти. В забвении духовном они даже не станут помышлять о прореченном Судном Дне, стремясь урвать от жизни временной как можно более, не думая о последствиях греховного своего поведения.
Если бы даже во времена Ноя или Лота вслух заговорили о приближающейся погибели, то погрязшие в чувственности просто не поверили бы таким разговорам, не пожелали бы прекращать свое распутство. Также и во время конца света. Только немногие верные будут с нетерпением и благоговением ожидать Божественного Сына и не поддадутся на искушения и угрозы антихриста, желающего царствовать и властвовать над всеми людьми.
Господь говорит: В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее.
Слова эти надо понимать не только буквально, в смысле неожиданности, внезапности и краткости сроков, отпущенных на спасение, но и образно. Ибо в них заключено еще и иное глубокое содержание…
Блаженный Феофилакт Болгарский давал такое толкование Евангельским строкам: «В день пришествия антихристова кто будет на кровле, то есть на высоте добродетели, тот не сходи с оной, не спускайся за каким ни есть житейским предметом, ибо всякие житейские предметы называются сосудами для человека, служащими иному к добродетели, а иному – к злодеяниям. Стоящий на высоте добродетели, вниз не сходи ни за чем житейским и не спадай со своей высоты, но противься злобе и не ослабевай».
Подобно тому говорится и о тех, кто будет на поле, то есть в трудах на ниве христианского благочестия, в мире возделывающих любовь и милосердие. Таковым также не должно