Вечное сокровище. Заря Богоявления - стр. 96
Тот, кто недобро относится к священнослужителю, тот презирает Самого Господа. Недаром преподобный Ефрем Сирин призывал: «Возлюби иереев Божиих, ибо они друзья благого Бога и ходатайствуют за нас и мир». А святитель Григорий Богослов наставлял: «Первое место отдай Богу, а следующее затем – иерею, земному Христу – руководителю твоей жизни. Спеши за ним на крыльях, безмолвно покоряйся ему; с ним радуйся, когда устремляешься вверх, и ему подчиняйся, когда падаешь, чтобы, устрашившись, опять вознестись высоко».
С трепетом и благоговением должны мы относиться к наставникам Церкви Христовой. Не злословить, не осуждать и не клеветать на них, потому что подобными неправедными измышлениями мы гневим Самого Бога, поставившего наших духовных отцов на столь трудное и важное поприще.
Потому и апостол Павел, сегодня мы слышали о том в Апостольском чтении за Божественной Литургией, пишет к Тимофею, как к епископу, правящему архиерею: Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трех свидетелях. Согрешающих обличай пред всеми, чтобы и прочие страх имели. Пред Богом и Господом Иисусом Христом и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сие без предубеждения, ничего не делая по пристрастию.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Нельзя, с другой стороны, остановиться на этой благостной и возвышенной картине и не сказать ничего более. Ибо есть и другая сторона. Как сказал Сам Спаситель, от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12,48). Высота священства подразумевает и великую ответственность, которой не все оказывались и окажутся соответствующими. И Церковь не умалчивает об этом. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Не думаю, чтобы в среде священников было много спасающихся; напротив – гораздо больше погибающих, и именно потому, что это дело требует великой души». Огонь и смерть собирают на себя недостойные служители Церкви Христовой. Тот, кто призван Христовой благодатью в священническое служение, но предает Бога грехами своими, тот готовит себе величайшее наказание и Суд Божий без милости. Ничто так не возмущает и не гневит Бога, как недостойное пребывание в священническом сане. Нерадивость священника в служении, неправедными словами и действиями оскорбляющего Господа, некогда почтившего его величайшим саном и властью, может ввергнуть того в безысходность вечных мук и страданий.
При этом апостол Павел призывает всякое отрицательное заключение о деятельности священнослужителей, которое в назидание и наказание должен совершать архипастырь, епископ Церкви Христовой, производить не тайно, а прилюдно, имея на то свидетелей,