Вечное сокровище: Свет Преображения - стр. 75
Горчичное семя у иудеев считалось самым малым из всех растительных семян. Отсюда и смысл высказывания Божия в том, что даже малая степень веры, если она истинна, способна сотворить необычные для людского понимания действия.
Пусть в самом начале она еще слаба и мала, но, при искренности и подлинности, способна укрепиться, развиться и стать сильной. Под верой разумеется здесь особый, ни с чем не сравнимый дар Божий, неоценимое сокровище, которым мы, по милости Господней, обладаем и с которым для нас, если веруем, ничего не будет невозможного! Святитель Иоанн Златоуст заметил: «Говоря о вере чудодействующей, Он (Господь) выставляет горчицу, чтобы показать неизреченную силу ее (веры). Ибо горчица, хоть по виду весьма не велика, имеет великую силу».
Но кто-то может подумать и спросить: при чем тут гора? Почему-то в земной жизни Своей Господь не сдвигал горы, как не делали этого и Его ученики, которые были очень верующими людьми! Суть не в этом, а в силе совершаемых деяний, в их значении для людей. Тот же святитель Иоанн говорил о значимости деятельности апостолов: «Я скажу, что они сделали гораздо более, воскресив тысячи мертвых. Поистине, не столько потребно силы передвинуть гору, сколько выгнать из тела смерть. Говорят, впрочем, что святые, после них жившие и их гораздо меньшие, передвигали и горы, когда требовала того нужда. Отсюда очевидно, что и апостолы могли бы сдвинуть, если бы только нужно было, но так как тогда не было нужды, то не следует и обвинять их. Да и Господь не сказал: “передвинете непременно”, но: “можете передвинуть”».
Впрочем, откуда мы, братья и сестры, знаем наверняка, что ничего подобного в апостольской жизни не было? Не все же чудеса, ими совершаемые, описаны. Быть может, в случае нужды, и такое с учениками Господними случалось. Не суть важно. Куда как важнее следующее заключение Спасителя, данное всем нам в назидание и наставление: сей род изгоняется только молитвою и постом.
Чтобы победить врага рода человеческого, нужна вера более совершенная, достигнуть которую можно непрестанной молитвой и постом. Только когда человек полностью отрешается от всего земного, очищается покаянием от греховной скверны, только тогда возносится он над меркантильными мирскими интересами и соблазнами суетного мира, входит во вдохновенное общение с Богом и через это общение укрепляется в вере до такой степени, что становится победителем бесовских сил. Таковой веры даже и у учеников Христовых на том этапе их духовного развития не было. Достичь же такой совершенной степени веры можно исключительно постом и молитвой.