Вечное сокровище: Свет Преображения - стр. 38
Святитель Иоанн Златоуст пишет, поясняя это место Святого Евангелия: «Пришел Иоанн, говорит Он (Господь), к вам, а не к ним, и притом путем праведности. Вы не можете обвинять его как человека нерадивого и бесполезного. Он вел и жизнь безукоризненную и имел большую попечительность, однако вы и тогда не послушали его».
Господь недаром говорил: последние будут первыми, и первые последними (Мф. 19, 30). Люди, духовно не развитые, склонны к ревности, которая способна в сильной степени их возбудить, пробудить в них негодование и желание доказать свое превосходство над другими. Такими были и фарисеи, вся духовность которых проявлялась только в обрядности и красивых словах. Но на деле истинной веры в них просто не было. Ее подменили традиция и тщеславное желание занимать высокое положение в обществе, искание славы, успеха, богатства, то есть плотского преимущества в мире.
Для того, по словам святителя Иоанна Златоуста, Господь и представляет в пример «…блудниц и мытарей, чтобы иудеи возревновали. Грех блудниц и грех мытарей – два величайших греха, происходящие от грубой любви, в первом случае к телу, в последнем – к деньгам».
Казалось бы, именно священнослужители, предводители избранного Богом народа Израиля, знающие Священное Писание и древние пророчества, должны были первыми поверить в Иисуса Христа, увидеть в Нем Сына Божия и Мессию. Но этого не произошло. Своим поведением они не себя возвысили, а Бога презрели. При этом – люди простые и грешные, блудницы и мытари, поняли Истину Божию, поверили в Господа, поклонились Богу, обнаружили и подлинное покаяние, и большую веру, а в итоге – гораздо большую праведность. Что же удивляться тому, что именно они первыми должны были войти в Царство Небесное?!
Вера во Христа самых отверженных обществом людей послужила обличением вождей иудейских, их надменности, тщеславия и жестокосердия. Ведь, даже увидев положительный пример возрождения грешников к праведности, они не устыдились и не покаялись, продолжая считать себя избранными и безгрешными по упрямой человеческой гордыне, по злому мудрованию. Потому-то мытарям и блудницам, а в их лице всем покаявшимся грешникам, со страхом и трепетом обратившимся к вере, – похвала и Божие прощение, а фарисеям, предавшим истинную веру, – Божественное осуждение и наказание.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Евангельское чтение в полной мере относится к каждому из нас, исповедующих Спасителя.
Возлюбив соблазны и пороки этого суетного мира, разве мы не уподобляемся в своей греховности мытарям и блудницам в их первом состоянии – до покаяния? Они ведь тоже служили потребностям собственной плоти, а не Богу, служили до той поры, пока не раскаялись и не уверовали во спасение. И их правда, и их счастье – в том, что они подлинно