Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения - стр. 95
Благодать Божия пребывает в тех сердцах, что готовы ее принять, избавляясь от грехов покаянием, пребывая в истине Божией, совершая добрые дела.
По словам святого Иоанна Златоуста, апостол Павел выражением всякою благодатью говорит о преизбытке духовных благ, а всякое довольство – о достатке благ материальных, то есть – о таком количестве даров Божиих, которые позволяют человеку трудиться на благо ближним. Таким образом, идеалом обычного спасающегося христианина-мирянина является стремление к духовному богатству добродетелей и Божиих дарований, при материальном довольстве, то есть таком достатке (заметим – не богатстве или изобилии, а достатке), когда обеспечивающий себя и своих близких христианин может не без скупости и жадности помогать бедным и жертвовать на нужды Церкви. Но необходимо при это помнить, что, если человек действительно является последователем Христовым, он всегда должен быть готов отказаться от всего земного, временного, чтобы приобрести Небесное, вечное. Когда? Ситуация сама подскажет момент такого выбора. Но в этом заключается ценностное предпочтение христианина.
Разве перед нашими глазами не было примеров, когда добродетельный человек, щедро раздающий полученные от Бога дары, не видел оскудения своего богатства, но напротив – обретал радость процветания и благоденствия в семье? От скупого же, по греховности его, Бог отвращается. Вернее, тот сам удаляется от Божией милости.
Апостол Павел приводит в подтверждение тому пророческое свидетельство: как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век (Пс. 111, 9; 2 Кор. 9, 9).
Это высказывание учит людей тому, что поистине ценно, а что – тлен земной. По этому поводу святитель Иоанн Златоуст говорит: «Даже если поданного уже нет, плоды подаяния остаются… Итак, не будем мелочны, но будем расточать щедрой рукой. Разве не видишь, сколько другие раздают шутам и распутным женщинам? Подай Христу хотя бы половину того, что они дают плясунам. Подай хотя бы столько алчущему, сколько они из тщеславия дают актерам».
В конце сегодняшнего Апостольского чтения Павел делает вывод: Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Апостольское чтение говорит нам о том, что творящим дела милосердия не стоит опасаться того, что у них самих ничего не останется в результате правильно совершаемой благотворительной деятельности. Бог видит всё и заботится о всех повсеместно. Правильно же совершаемая милостыня – такая, когда человек не допускает при этом в свое сердце мысли о своей заслуге пред Богом, не превозносится от человеческих благодарностей, которые он слышит в ответ. На самом деле подлинная и спасительная благотворительность есть дело, требующее внутренней собранности ума и души, чтобы не погубить своей награды от Бога за совершаемые материальные благодеяния. Пусть же руководством для жертвователей будут слова Христовы: