Размер шрифта
-
+

Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения - стр. 9

Господь наш Иисус Христос обещает всем Своим ученикам и последователям неизреченную помощь Божию в исполнении Его заповедей, в терпеливом несении жизненного креста, того ига Христова, которое на всех верных возложено. А иго это легко и благостно» (с. 686). «Кто принимает жизненный крест, отвергаясь себя, тот примиряется с обстоятельствами жизни и своим положением, с трудностями внешними и внутренними, научается благодушно терпеть скорби и болезни, преуспевает в самоотверженной любви к Богу и ближним» (с. 549).

Однако, как предостерегает архипастырь, «христианство налагает на нас большую ответственность за каждый сделанный в жизни шаг. По сути, сознательно греша, мы предаем Бога и как бы вновь распинаем на кресте нашего Спасителя каждым временным отступлением к греховному – к скверне и плоти, и души» (с. 26).

Поэтому от осознания глубины премудрости Божией в таинстве нашего спасения через Крест Господень должна проистекать похвала Кресту: «В чем же состоит похвала о Кресте? В том, что Спаситель ради нас, грешных и недостойных, по слову апостольскому, принял образ раба (Флп. 2, 7), ради нас претерпел тяжкие страдания, унижения и мучения. Так возлюбил нас Сын Божий, что Самого Себя по плоти предал на Крестную смерть» (с. 627628). И еще: “Крест – это великая победа, это – трофей, воздвигнутый страданиями, это – венец праздников”» (с. 633)… «он спасителен для нас, ибо нет другого ключа, отверзающего двери всем верным в Царство Небесное. Вне Креста Христова нет и не может быть христианской веры, благочестия, добродетели, любви и преуспеяния» (с. 628). Поэтому «нет ничего дороже для христианина, чем Крест Господень, в котором заключается вся наша жизнь и все наше спасение во Христе Иисусе Господе нашем» (с. 633).

Отсюда вслед за всей христианской традицией митр. Владимир отмечает силу и значимость крестного знамения для христианина в его повседневной духовной жизни, как важного орудия в духовной борьбе с диаволом: «Налагая на себя крестное знамение, поклонимся Животворящему Кресту Господнему, который есть укрощение всех человеческих страстей, совершенное истребление греховных дел и помышлений. Недаром святитель Иоанн Златоуст учил: “Благодаря Кресту мы не трепещем перед тираном-диаволом, потому что находимся возле Царя”» (с. 633), «Ибо это благодать Божия, знамение для верных и страх для злых духов. Потому что посредством креста Он подверг их позору, восторжествовав над ними Собою (Кол. 2, 15). Когда увидят они крест, то вспоминают Распятого» (с. 523).

И потому христианин не должен стыдиться или испытывать неудобство при необходимости совершить крестное знамение публично: «говоря словами святителя Кирилла Александрийского, “… да не стыдимся исповедовать Распятого; с дерзновением да изображаем рукою знамение креста на челе и на всем – на хлебе, который вкушаем, на чашах, из которых пьем; да изображаем его при входах, при выходах, когда ложимся спать и встаем. Он есть великое предохранение, данное бедным в дар и слабым без труда”» (с. 522).

Страница 9