Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения - стр. 71
грехом, которые теперь освободились от этой тяжкой тирании. И это нас Сын Божий отпустил на свободу, проповедуя всему миру благоприятное лето Господне, ибо Ему подобает со Отцом и Святым Духом слава во веки.
Аминь.
Слово 11. О молитвенном делании
В пятницу восемнадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых…
Еф. 6, 18
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Еф. 6, 18–24) говорит о том, что каждый человек должен особо относиться к молитвенному деланию, собирая воедино ум и чувство, веру и страх Божий, любовь и благоговение.
Апостол Павел пишет: Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых. Апостол призывает всех нас внимательно и серьезно относиться к молитве, не просто произносить слова ее, но иметь при этом соответствующее расположение духа, когда все наши мысли, чувства, переживания и желания устремлены исключительно к Господу, когда ничто постороннее нас не тревожит и не отвлекает от главного – от общения с Богом.
Молиться во всякое время духом, значит – соединять в молитве все вместе: и разум, и чувство, и глубочайший внутренний настрой, возвышающий нас над всем суетным.
Если мы живем праведно, угодно Богу, то имеем благодать Святого Духа, и тогда возможно обрести то, о чем просим Вседержителя в молитвенном воззвании. Молитвой мы прославляем Творца за все многочисленные благодеяния, нам посылаемые по Божией милости. Молитвой повествуем о торжестве Божественной любви, о промыслительности Божиих действий в нашей жизни. Молитвой взываем к Богу о милости, помощи и заступлении. Молимся об очищении грехов, приносим покаянное наше чувство Господу. Все эти различные молитвенные темы собраны в молитвах как богослужебных, храмовых, так и в наших ежедневных частных молитвах – утренних и вечерних, написанных и составленных святыми Православной Церкви.
Но молиться надо всегда с чистой совестью.
Тот же, кто молится с нечистыми помыслами, кто осквернен многочисленными грехами и собирается снова грешить, тот молится только плотски, как бы условно, искажая саму сущность молитвы, прося при этом не об избавлении от грехов, а об исполнении чего-то личного, эгоистического, греховного.
Святитель Иоанн Златоуст призывает: «Заметь мудрость блаженного Павла. Он вооружал ефесян со всей предосторожностью; в заключение же всего он научает, как нужно обращаться к Царю и просить, чтобы Он простер им руку (помощи), говоря: