Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения - стр. 6
Автор отмечает, что святой апостол хвалился Крестом. Но что значит это? «Люди по-мирскому мыслящие хвалятся обычно тем, что считают значительным и весомым в своей жизни. Кто-то – материальным достатком, кто-то – успехом в обществе, кто-то – карьерой или прочими достижениями. Но апостол Павел говорит, что не желает хвалиться ничем, разве крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для него мир распят и он для мира. В этом заявлении нет ни тени самолюбования или возвышения. Вспомним, что Павел был очень образован, умен, прекрасно знал и мог толковать Священное Писание, являлся римским гражданином. Но обо всем этом… он умалчивает, считая это тщетной суетой, ничего не стоящей. Хвалится же он Крестом Господним, в котором видит свою честь, радость и славу» (с. 632). Потому что «верный последователь Христов умер для мира, чтобы воскреснуть для Господа, уподобиться Спасителю и в Его вольных страданиях, и в несении креста, и даже в распятии. В других местах у Павла читаем: Я сораспялся Христу (Гал. 2, 19) или: Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем (Гал. 6, 17). Вот высшее проявление вышеупомянутого духовного родства, когда человек добровольно желает распяться по отношению к миру, чтобы сораспяться со Христом. Такое желание невозможно в себе просто сочинить, нафантазировать, ибо первые же скорби и опасности его рассеют как дым. Основой такого желания может быть лишь только искренняя любовь ко Христу и к ближним. Именно этим и отличаются подлинные ученики Христовы» (с. 79). По словам митр. Владимира, «Спаситель говорил Своим ученикам и в их лице всем последователям Христовым: Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15, 19). Сколько угодников Божиих и исповедников христианской веры пострадали ради Господа, претерпевая страдания и мученическую кончину! А разве нам, сегодняшним христианам, не доводится сталкиваться с непониманием и противоборством окружающего мира, с жизненными трудностями и испытаниями? Но мы должны великодушно, самоотверженно и терпеливо нести свой крест, укрепляя себя верой, любовью, милосердием, благочестием, пониманием того, что следуем возлюбленному Божественному Учителю, Спасителю мира. И Бог нам помогает нести этот крест. В этом заключается тайна спасительного несения своего жизненного креста» (с. 548–549). И в целом, как писал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Не принявший креста не может быть учеником Иисусовым» (с. 180). Эту мысль повторяет и митр. Владимир: «Господь Сам шел через скорби и страдания, что же мы жаждем спокойного пути? Нельзя быть учеником, не следуя за Учителем! Если мы истинно последователи Христовы, то нам должно со смирением и терпением нести жизненный крест» (с. 79). «Невозможно следовать за Спасителем, пронесшим Свой Крест на Голгофу для избавления и искупления рода человеческого, без креста личного… Недаром народная мудрость гласит “Бог Сам терпел и нам велел!”» (с. 547).