Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения - стр. 29
В начале Евангельского чтения речь идет об Иоанне Крестителе, и о том, что с ним случилось: Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу.
Евангелист Лука упоминает об Иоанне для того, чтобы рассказать в дальнейшем о крещении Иисуса Христа. По словам блаженного Феофилакта Болгарского, «…повествует как бы с глубокой скорбью и сильной жалостию о том, что Ирод так неправо поступил с Иоанном, тогда как народ имел о нем высокое понятие».
И действительно, многие люди приходили на Иордан к Иоанну Крестителю, каялись в совершенных грехах, принимали крещение покаяния. Народ очень уважал пророка-обличителя, внимая каждому его слову. Он как бы подготовил путь для проповеднической деятельности Спасителя. И рассказывая далее о крещении Господа, евангелист Лука не мог не закончить повествование об Иоанне Крестителе. Только потом возвещается главное, необходимое для разумения, понимания и укрепления нашей веры: Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
Крещение Спасителя произошло в тот момент, когда большинство людей, призванных Иоанном и подготовленных его проповедью, осознали пагубность своих беззаконий и явили это свое осознание тем, что прибегли к Иоаннову крещению во очищение от грехов. Этим торжеством человеческого самообличения над самооправданием завершилась проповедь Иоанна Предтечи, и была осуществлена великая цель подготовки человеческого общества к принятию Божественного Сына, Агнца Божия, Который должен спасти всех.