Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения - стр. 118
Наверное, соболезнующие и сострадающие были и у прокаженных, но помочь им никто был не в силах. Люди здоровые избегали несчастных из страха заразиться. Но вот, как мы слышали, один из таких отверженных всеми, дерзает не только приблизиться к Господу, но и бросается с просьбой об исцелении к ногам Его.
Прокаженный знает, что может быть тут же убит за свое дерзновенное поведение, за приход к людям без очищения. Но одновременно, по словам блаженного Феофилакта Болгарского, «помышляет он о Христе как о Боге. Ибо он пришел не как к врачу (проказа неизлечима руками врачей), но как к Богу, ибо Ему одному возможно исцелять от такого рода болезней».
И этот несчастный говорит: если хочешь, можешь меня очистить.
Посмотрим, братья и сестры, какое явлено, достойное верных чад Божиих, смирение, как уповает прокаженный на волю Господа, а не на свое желание. Конечно же, всей душой сам он жаждет исцелиться и именно по этой причине предпринял столь дерзновенный шаг, но при этом говорит: Господи! если хочешь…
В нем нет и тени сомнения, что Спаситель способен сотворить невозможное; несчастный человек уповает на милость и волю Божию.
И Господь прикасается к нему.
И прикасается не без причины. Своим прикосновением Сын Божий говорит всем нам, что для Него нет людей отверженных или гонимых. По закону и установлению иудейскому, общающийся, а тем более прикасающийся к прокаженному сам становился нечистым, не достойным оставаться в обществе. Спаситель желает показать Своими действиями, что Он не имеет нужды соблюдать эти условности. И что выше дел закона стоит любовь и милосердие, сострадание к несчастным и гонимым.
Никто и ничто не может осквернить Божественного Сына, ибо телесная проказа не страшна. Господь пошлет исцеление от тяжкого недуга.
Опаснее же для людей другая проказа – проказа душевная, когда душа настолько поражена грехом, что не способна очиститься, и не имеет никакого желания обелиться покаянием. Именно такая проказа оскверняет нас. Но и здесь Господь прикасается к каждому… Он готов врачевать язвы и раны всякой грешной души. Он делает это сегодня с прокаженным, чтобы показать всем нам, грешным и немощным, что, по словам блаженного Феофилакта Болгарского, «.святая плоть Его имеет Божественную силу очищать и животворить как истинная плоть Бога Слова».
Во всей ветхозаветной истории повествуется только о двух случаях исцеления прокаженных. Мы, конечно, помним, как Моисей исцелил сестру свою Мариам (Чис. 12, 10–15), а пророк Елисей – Неемана Сириянина (4 Цар. 5, 14). Но оба эти исцеления были совершены силою Бога, призванием великими пророками – Моисеем и Елисеем Божественной помощи и их смиренным молитвенным упованием на Бога. Здесь же Христос исцеляет прокаженного собственной силой и властью, являя людям Божественную Свою сущность истинного Сына Божия, Свою волю: