Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения - стр. 105
Можно жить уединенно, проводя все дни в молитвенных трудах и постных подвигах, в непрестанном бдении днями и ночами, как делали это пустынники, ведя жизнь строгую, суровую и трудную, тем самым служа Богу. Но ведь можно выбрать и иной путь благочестия – усердную помощь подвизающемуся в духовном подвиге, облегчающую нелегкий труд его участием и заботой.
Воины Христовы получают ранения, участвуя в духовном сражении, получая благословенные награды Божии. Но разве не милы Господу и те, кто эти раны врачует и перевязывает, кто оказывает дела милосердия ближним, кто берет на себя труд утешить и поддержать, встретить и помочь служителям Божиим с великим усердием и искренним участием верующей души? Именно за это воздает хвалу христианам Филипп апостол Павел.
И для нас для всех, братья и сестры, пусть это станет мудрым уроком!
Апостол Павел, с любовью говоря о духовных чадах, выражает свою убежденность в том, что преданность филиппийцев Богу вдохновляет его даже в тюремном заключении продолжать проповедь учения Христова: будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа, как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.
Доброе дело, которое начал в филиппийцах апостол Павел, есть утверждение в их сердцах и душах христианской веры, спасение их в Господе нашем Иисусе Христе. Этим – своей несомненной верой и преданностью Богу – особенно отличались христиане Филипп. А усердие их исходило, по мнению апостола Павла, из веры и любви к вере, что и определяло всю их жизнь.
День Иисуса Христа, разумеется, День Его второго пришествия, День Судный, когда все люди дадут ответ перед Господом за содеянное. К этому дню, безусловно, все верные призваны готовиться приумножением добрых дел, помощью Благовестию, как совершали то филиппийцы.
Апостол уверен, что духовные чада сохранят верность Богу до последних дней, что Господь не перестанет воодушевлять их на духовные труды и подвиги в деле служения ближним, в милосердии и готовности помочь нуждающимся.
Очевидно, что благие свершения их были множественными и постоянными, иначе апостол просто не уделил бы им столь пристального внимания. Даже и в узах он не оставлял своих молитв о филиппийцах, чтобы они и далее совершенствовались в торжестве Божественной любви.
Святитель Иоанн Златоуст увидел в словах апостола Павла мудрое указание на соотношение благодати и свободы, при котором – доброе не приводит к злому, а слава к тщеславию: «Смотри, как он учит их смирению. Поскольку он приписал им великую похвалу, то чтобы не овладела ими какая-нибудь страсть, свойственная человеку, тотчас наставляет их относить ко Христу и прошедшее и будущее. Каким образом? Не сказал: будучи уверен в том, что как начали вы, так и совершите; но что? –