Ватикан - стр. 7
Рис. 11. Читальный зал секретного архива
Сегодня Ватикан – единственная в мире абсолютная монархия, а Папа – последний полноправный абсолютный монарх. И это в Италии – президентской республике! История города-государства поистине загадочна.
Страсти по Ватикану
Папская область на месте нынешнего Ватикана существовала издревле. История ее уходит своими корнями в смутное Средневековье. Обратимся к истокам формирования религиозного центра.
На заре веков из среды мирян или священников выделилась особая прослойка проповедников, избиравших путь служения вере и посвятивших этому всю свою жизнь без остатка. Это были люди, обладающие особым даром убеждения, который в древности назывался харизмой. В буквальном переводе харизма означает «даруемый духом», иными словами, это умение пророчествовать, быть учителем. Будучи талантливыми ораторами, проповедники способны были привлечь на свою сторону многих мирян, которые верили в их проповеди и преклонялись перед ними.
Со временем такие люди становились руководителями целой христианской общины. Поначалу они были ее духовным, а затем и политическим ядром. Позднее руководство общиной перешло к пресвитерам – старейшим членам общины, а значит, самым мудрым и опытным.
Среди общинников были и епископы, игравшие совершенно особую роль. Как представители высших социальных слоев, они вносили новое начало в жизнь и общественный строй первых христиан.
Это были наиболее богатые члены таких сообществ, которые, естественно, пытались захватить власть в свои руки. Епископы стремились оттеснить пророков и учителей, чей дар казался им сомнительным, и встать во главе общины, поскольку они обладали правом сильнейшего и к тому же самого богатого и мудрого владыки. И им это удавалось.
Так постепенно формировалась первая церковная организация, возглавляемая епископом. Такой уклад жизни в христианской общине вытеснил старый, с харизматиками и пророками.
Однако собственных обрядов и культов христианским общинам пока что не хватало, поскольку слишком мало прошло времени с момента появления новой религии, естественно, еще не успевшей выработать своих неоспоримых традиций, которые признавались бы всеми последователями веры. Значит, такие традиции должны были откуда-то прийти. Наиболее близким и пока еще окончательно не забытым оставалось язычество.