Ватикан - стр. 11
Папский престол стал настолько популярным, что за право его наследования споры разгорались еще при жизни действующего Папы. Назрела необходимость упорядочить весь процесс. В связи с этим Папа Симмах издал первый указ о выборах. Чтобы предотвратить интриги и влияние светских лиц, отныне запрещалась всякая деятельность, направленная против Папы при его жизни. Это стало весьма актуальной мерой, так как после смерти Папы из церквей выносились драгоценности, которые тратились на то, чтобы склонить как можно больше сторонников к избранию определенной кандидатуры.
Аталарих, король остготов, даже приказал префекту Рима прибить на стене базилики собора Святого Петра дощечку, на которой был написан указ о запрете подкупов.
Уже тогда начала складываться мощная материальная база духовенства. У Рима появилось много земельных владений, расположенных в его окрестностях и на берегах Сицилии. Земли безвозмездно передавались Папе в качестве своеобразного пожертвования всеми желающими, которые таким способом стремились обеспечить себе вечное блаженство в мире ином.
Не только Италия дарила свои земли Папскому государству, но и Африка, Галлия, Азия. Покровительство Папы необходимо было не только в духовной, но и в политической жизни. Такой патронаж выражался еще и в том, что крестьяне, впавшие в нужду, могли обратиться за помощью к Церкви. Однако за оказанную с ее стороны поддержку они обязаны были передать свой участок земли в церковную собственность.
После смерти крестьянина его участок переходил в руки Церкви уже в вечное пользование. Таких крестьян, отдавших свои земли, называли прекаристами (от латинского слова praecar – просьба). Впоследствии Церковь заставляла их обрабатывать отданные земли за определенную плату.
Кроме того, у Рима и Папского государства были особые крестьяне, так называемые колоны. Они платили дань вином, хлебом и золотыми монетами. Такая плата называлась пенсией. Ее должен был платить каждый поселившийся в папских владениях, даже если этот человек не обрабатывал землю.
Так постепенно Церковь забирала в свои руки и мирскую власть. Все государственные функции переходили от императора к Папе, благо церковники могли опираться на свои земли и своих крестьян. Папа становился не только церковным, но и светским владыкой.
Усиление власти требовало и ее регулирования. Время от времени Папы создавали свои военные отряды. Папство неоднократно обращалось к франкам в поисках опоры для борьбы с крестьянскими волнениями. Это была двусторонняя связь. Если Франкское государство поддерживало папство, это означало и усиленное насаждение христианства на языческих территориях. Вскоре христианскую веру приняли многие вожди франкских племен, а Папа даже устроил по этому поводу трехдневный всехристианский праздник.