Размер шрифта
-
+

Валентин Фалин глазами жены и друзей - стр. 36

А другой собор в Ярославле (церковь Иоанна Предтечи)! Он воспроизводится в книгах по мировой архитектуре. Впритык к нему посадили химический завод, чтобы, наверное, испробовать стойкость изразцов и красок XVII века.

Перестройка принесла перемены. И теперь уже церковь, которая всегда призывала к миру, терпимости и всепрощению, иногда не выдерживает этот тон в отношениях со своими же единоверцами.

Но не забудем о концерте. Большой театр не видел ничего подобного в прежние, даже дореволюционные времена. В тот день он был отдан духовенству. В зале – представители разных религий, в ложе – Патриарх Московский и всея Руси Пимен. Немощного и больного, его бережно ввели под руки. Предстоятель пригласил Валентина в ложу, поприветствовал и благословил его! А дело в том, что муж был инициатором этого акта примирения государства с церковью, за что чуть было в очередной раз не поплатился как превышающий служебные полномочия. Кресло в АПН уже примеривал один из сотрудников ЦК.

В первом ряду партера – Раиса Горбачева, Валентина Терешкова (можно только поражаться ее постоянной подтянутости и элегантности), один из заместителей премьера, отвечающий по линии правительства за организацию торжеств. Первая дама государства, увидев неподалеку моего мужа, приглашает его занять место рядом. Валентин напоминает, что с ним жена. Быстро освобождают кресла, пересадив охрану во второй ряд. Здесь произошло мое знакомство с обеими женщинами. Глупая! Тогда я этому радовалась. Я еще не знала, чему нужно радоваться и чего страшиться.


На Краснопролетарской улице. 1988 г.


В программе праздничного концерта – церковная и светская музыка. Выделялись хор Троице-Сергиевой лавры и Московский камерный хор под управлением Владимира Минина. Последний много гастролировал за рубежом, и с его искусством могли познакомиться жители разных стран.

Я была знакома с мининским исполнением русской духовной музыки. Артисты хора выступали в АПН, а еще раньше аналогичную программу В.Н. Минин представил на суд слушателей в Консерватории. В то время религиозная музыка в Москве, да и в России исполнялась при закрытых дверях и требовалось известное мужество, чтобы преступить препоны.

Не всем духовные песнопения, оказывается, интересны. Сидевший рядом со мной сановник вздыхал, вертелся, смотрел на часы. Видно было, что в театре он редкий гость.

В заключение – увертюра Чайковского «1812 год». Я слушала ее и думала: не может погибнуть народ, способный творить такую музыку. Или я ошибаюсь?

В конце 1988 года я заехала под вечер за мужем на службу, как часто это делала. По-прежнему я хорошо себя чувствовала в агентстве, мне недоставало общения со старыми знакомыми. Выходим из его кабинета, спускаемся в лифте к выходу. И тут Валентин говорит мне, что он назначен заведующим международным отделом ЦК.

Страница 36