Валаамские святые и подвижники благочестия - стр. 2
Павел Пономарев
Дивен остров Валаам
Краткий духовно-исторический очерк Спасо Преображенского Валаамского мужского монастыря
Творец и Создатель всяческих, все премудро приспособивший к созданию и спасению человека, искони назначил для духовно-созерцательной жизни монахов (монос – по-гречески означает «один»). Они ради Небесного Царствия оставляют добровольно все земные радости и мужественно решаются ничего не искать в своей жизни, кроме соединения с Господом Иисусом Христом. Такое предназначение Божие ясно выражается в судьбе иноков (инок – славянская интерпретация слова «монос», то есть человек иной, неотмирной жизни) древней Валаамской обители. С глубокой древности в монашеской среде существует убеждение, что святая жизнь христианских подвижников на легендарном Валааме никогда не прекратится.
В географическом смысле, Валаамом называется группа скалистых островов, покрытых лесом, в северо-западной части Ладожского озера. Один большой остров, возвышающийся до 70 метров над уровнем вод, и примкнувшие к нему 50 малых, разделенных зеркальными проливами, – это Валаам и его «дети». Архипелаг встречает путника гранитными стенами и уступами отвесных берегов, которые покрыты вековыми сединами мха и окаймляются развесистыми соснами и елями. Повсюду предстают пейзажи поразительного величия. В душе невольно рождаются благоговейные мысли, сердце и ум влекутся к Предвечному. Валаам красив, но суров. Вещественными благами для жизни человека он скуден. Его богатство – только северный лес, хранящий островитян от бурь непогоды, да рыбные ловли. Луговой земли на островах – только крохотные лоскуты. На них когда-то паслись никем не тревожимые красивые северные олени. При совершенной отдаленности от мирской суеты, Валаамские острова, по меткому выражению новгородского митрополита Гавриила, «Промыслом Спасителя мира назначены для селения иноков» (Грамота Валаамскому монастырю 1787 г. 14, с. 3).
По преданию, горы Валаама благословил лично святым крестом святой апостол Андрей Первозванный. Он, просветитель славян и скифов, пройдя будущую Россию от юга до севера, от Киевских гор до Новгорода, по реке Волхову доплыл до Ладожского озера, а потом – до Валаама. Об этом говорится в древнейшей рукописи «Оповедь», хранившейся в библиотеке монастыря. Пребывание святого апостола на Валааме подтверждает и другой памятник древности – «Вселетник» Киевского митрополита Илариона 1051 года, где говорится: «Ноября 30-го святаго Апостола всехвального Андрея Первозванного и Церкви поборника восхвалим: зане, якоже древле тому приити в Киев, Смоленск, Новгород, Друзино… и Валаамо» (15, с. 467). Как повествует «Оповедь», апостол обратил идольских жрецов и обитавших на островах язычников в Христову веру, истребил капища Велеса и Перуна и оставил там пастырями своих учеников.