В тени Российской истории (часть первая) - стр. 71
Никаких документальных источников, которые подтверждали бы участие Екатерины II, в этом деле нет, однако рядом авторитетных исследователей, в том числе и почетным членом Академии наук В. В. Стасовым, высказывается мнение о том, что попытка освобождения Иоанна была тщательно отработана Екатериной II и только выполнена Мировичем. Как сподвижник гетмана Мазепы, дед Мировича был лишен поместий. За грехи деда расплачивался и внук, все это сказывалось на его продвижении по службе, что било по самолюбию молодого человека. Екатерине II, искавшей исполнителей своего плана избавления от претендента на престол, стало известно о Мировиче. Ему было предложено инсценировать попытку освобождения императора, которую он и сделал. За то, что Мирович был уверен в собственной безнаказанности за содеянное, говорит и тот факт, что, стоя на эшафоте, он до последней минуты ждал гонца от императрицы с уведомлением о помиловании.
Екатерина Великая – русская?
Одно из самых блистательных царствований, и в русской и в мировой истории, чьи итоги общеизвестны, ибо не в петровскую, а в екатерининскую эпоху Россия стала ведущей мировой державой. Поистине Екатерина II – Великая Государыня! Недаром ее именем назывались города, и ей воздвигались на народные пожертвования памятники. Вот с памятника и начнем. С того самого знаменитого, что воздвигнут в Петербурге 44.)
Как и всем произведением Микешина ему свойственна почти книжная повествовательность. Фактически, это несколько портретов- памятников сподвижникам и фаворитам Екатерины II., каждый из которых, достоин собственного пьедестала: Полководцы П.А. Румянцев, А.В. Суворов, флотоводец В.Я. Чичагов, дипломат А.А. Безбородко, государственные деятели А.Г. Орлов, Г.А. Потемкин, великие Г.Р. Державин и Е. Р. Дашкова,… Девятый в этом сонме выдающихся личностей И.И. Бецкой, коего принято считать основоположником Русской педагогической системы, воплощением которой стало “Воспитательное общество благородных девиц” (Смольный монастырь). О нем большинству «петербуржцев и гостей нашего города» – как зазывно кричат руководители автобусных экскурсий, отъезжающих от Гостиного двора во все концы северной столицы, мало что известно. Разглядывая памятник они опознают Суворова, Дашкову, Державина, даже Потемкина… а вот читая бронзовые литеры «И.И. Бецкий» вопрошают: – Кто это?
Между тем, Иван Иванович был личностью удивительной, во многом сформировавший духовный и нравственный облик русских людей целой эпохи, последовавшей за царствованием Екатерины и давшей тысячи великих людей. Его педагогические взгляды сегодня удивительно современны. «Бецкой был одушевлен идеей (подсказанной ему энциклопедистами и Руссо) о создании новой породы людей силой воспитания. Причем, предпочтение отдавалось общему образованию, в противоположность увлечению образованием – специальным, делая главный упор на нравственное развитие юношества. Признавая могущество воспитания, которым “даруется новое бытие и производится новый род подданных”, Бецкой возлагал на государство обязанность воспитывать народ и от новой педагогической системы ожидал искоренения двух главнейших недостатков прежней: односторонности специального образования и пренебрежения нравственным началом при развитии человеческих способностей. Одно учение бессильно производить истинно полезных граждан: кроме просвещения ума наукой, необходимо облагораживание сердца. Этот нравственный элемент должен занимать в воспитании первое место: благонравие учеников должно быть предпочитаемо их успехам. Но воспитание не достигает своей цели, если не будут разъединены между собой два смежных поколения, из которых одно, старшее, погрязло в невежестве и рутине, а другому, младшему, грозила бы подобная же участь, если не поставить между ними искусственной преграды, если не закрыть всех путей, которыми старые рутинеры, “зверообразные и неистовые в словах и поступках”, распространяли свое влияние на юные и незрелые умы подрастающего поколения. Такой искусственной преградой должны были явиться закрытые школы (интернаты), где предполагалось выдерживать детей до тех пор, пока не созреет их ум и не окрепнут привычки к иной, просвещенной среде. К мысли педагогической присоединялась не менее важная мысль политическая: создать в России образованное некое третье сословие, отсутствие которого сильно чувствовалось в нашем государственном строе.