В тени Российской истории (часть первая) - стр. 21
В 1684 г. Иоанн Алексеевич женился на дочери стольника и воеводы Федора Петровича Салтыкова Прасковье. 18). В 27 лет Иоанн V был разбит параличом и плохо видел. 29 января 1696 г. Иоанн Алексеевич скоропостижно скончался. Погребен в Московском Архангельском соборе. После его смерти Петр Алексеевич остался единоличным царем. Больше в России не было случая одновременного правления двух царей.
Изучая историю, по определению А.П.Чехова, «неотчетливо», мы легко забываем о том, что Петр I, формально, был царем с 1682 года, но царей-то в России, целых четырнадцать лет, до 1696 года было двое!
Однако, же до 1689 года, фактически, государством единовластно и безраздельно правила царевна Софья, и формально именовавшаяся ПРАВИТЕЛЬНИЦЕЙ. Как же это так?! Как такое могло быть в отсталой стране с обычаями мракобесов, где женщины, как утверждается, только дискриминировались и эксплуатировались? При рассмотрении фактов, оказывается, что это утверждение исторической реальности не соответствует – женщины играли в судьбе России колоссальную роль всегда, в том числе и до того, как они стали занимать царский престол и их объявляли императрицами. Таким образом, к воцарению первой императрицы Всероссийской безродной литовки Марты Скавронской – Екатерины I, после смерти царя-реформатора Петра I, российское общество к женскому правлению было подготовлено задолго до 1725 года, потому и приняло царствование Марты Скавронской, по русскому политическому обыкновению, «безмолвствуя». Тем более, что царевну Софью вспоминали с благодарностью и сочувствием.
Царицы
Важнейшим событием для всей русской истории была женитьба в 1472 году великого князя Московского Иоанна III на Зое (Софье Фоминичне) Палеолог -племяннице последнего византийского императора Константина XII, погибшего в 1453 г. в бою при взятии турками Константинополя. После этой свадьбы изменились обычаи московского двора: были введены сложные придворные церемонии, отдалившие великого князя от других князей и бояр, увеличилась пышность, был принят новый Государственный герб – двуглавый византийский орел.
С этого времени найти достойную равнородную, (что было принято во многих странах с монархическим правлением), невесту или жениха стало очень непростым делом: во-первых, вокруг Московского государства были страны либо католические, либо мусульманские. А во-вторых, были еще причины, на которые указывал подьячий Григорий Котошихин в книге, написанной в конце 60-х гг. XVII в.: первая – "А за государства своего князей и за бояр замуж выдавати их не повелось, потому что князья и бояре есть холопи… и то поставлено в вечный позор, ежели за раба выдать госпожа"; вторая – "А иных государств за королевичей и за князей давати не повелось, для того, что иных государств языка и политики не знают, и от того б им было в стыд".