Размер шрифта
-
+

В тени меча. Возникновение ислама и борьба за Арабскую империю - стр. 63

Однако прошло тысячелетие, и из Месопотамии исчезли не иудеи, а завоеватели, точнее, даже сама память о них. В иудейских священных книгах сохранился образ человека по имени Даниил, который, по преданию, был одним из тех первых изгнанников из Иерусалима. Во сне он увидел бурное море, из которого поднялись «четыре больших зверя»>77. Эти монстры, если верить ангелу, который растолковал сон Даниила, – четыре великих царя, которые «восстанут из земли» и будут править до тех пор, пока в конце времен не «примут царство святые Всевышнего и будут владеть им во веки веков»>78. Видение Даниила было верным, и тот факт, что ход истории, по сути, есть череда могущественных империй, каждая из которых предает забвению свою предшественницу, в Месопотамии видно лучше, чем в любом другом месте на Земле. Эта земля – настоящее кладбище покинутых столиц. Две ее великих реки, вместо того чтобы покорно течь в своих берегах, вели себя словно беспокойные змеи, в результате чего целые города неожиданно оставались без воды или, наоборот, затоплялись и погружались в грязь. Иудеи Ктесифона, идя по берегу Тигра, могли видеть брошенные здания, частично разрушенные неспокойными водами, – остатки первой столицы Сасанидов, построенной Ардаширом. Город был круглым в плане, но река после изменения своего русла разделила его надвое. Неподалеку были видны засыпанные песком руины Селевкии – ее гавань заилилась и поросла камышом, а за ними – через 40 миль по топким степям – находился еще более потрепанный временем памятник человеческому тщеславию, место, которое теперь превратилось в курганы и беспорядочное нагромождение камней, а некогда являлось величайшим городом мира>79. Сначала от него ушли воды Евфрата, потом население, и, наконец, окрестные жители разобрали постройки. Теперь его название мало от кого можно было услышать. Но иудеи его помнили. Они не забыли исчезнувший город, его величие и устрашающую репутацию. Они помнили Вавилон.

Еще бы им не помнить! Ведь именно царь Вавилона сжег их столицу, поработил предков и первым стал для иудеев воплощением ни с чем не сравнимой упоительной жажды – стремления править миром: «Вавилон – золотая чаша в руках Господних… Пили из нее вино народы, и стали эти народы безумны»>80. Наоборот, в руинах такого города иудеям виделось заверение: не существует земной империи, такой великой и уверенной в себе, которая не могла бы в одночасье быть разрушена высшей силой. Вся неравномерность истории, в результате которой скипетр правительницы мира получает то одна империя, то другая, в конечном счете не говорит ни о чем, кроме как о неисповедимости путей Господних. Поэтому, оставаясь в сердце Месопотамии, иудеи продолжали соблюдать древние обычаи и поклонялись своему Богу, в то время как все храмы Вавилона обратились в «груду развалин, жилище шакалов, ужас и посмеяние без жителей»

Страница 63