В поисках великого может быть - стр. 137
САМСОН
Пока хватит мочи, и девочкам. Я, слава богу, кусок мяса не малый. (187)
(акт 1, сцена 1).
Сама эта давняя вражда двух родов уже утратила какой бы то ни было реальный смысл. С самого начала её участники, в общем, это признают. Кстати, в финале драмы Монтекки и Капулетти примиряются, что противоречит закону жанра. Обычно враждующие в шекспировских трагедиях убивают друг друга, гибнут, но никогда не приходят к согласию. А здесь они примирились в финале.
«Ромео и Джульетта» – особая трагедия. Не только в творчестве Шекспира, но и вообще, наверное, особая, единственная в своем роде. Это – трагедия любви счастливой. Обычно трагедии повествуют о любви по разным причинам несчастной, а эта – о любви абсолютно счастливой. Дело в том, что между Ромео и Джульеттой больше чем гармония: они представляют собой как бы единое целое. Недаром в самом названии трагедии присутствуют имена обоих героев. Даже имена Ромео и Джульетты неразделимы.
Герои всегда думают и чувствуют одинаково:
«Что есть Монтекки? Разве так зовут
Лицо и плечи, ноги, груди, руки?» – скажет Джульетта.
(акт II, сцена 2).
А Ромео ей вторит:
«Меня перенесла сюда любовь,
Её не останавливают стены…
И потому – что мне твои родные!» (188)
(акт II, сцена 2).
Когда Ромео изгоняют из Вероны в наказание за гибель Тибальта, и кормилица и монах считают это счастливым исходом. Но для Ромео и Джульетты разлука равносильна смерти:
Слова: "Ромео изгнан" – это слишком
И значит уничтожить мать, отца,
Тибальта, и Ромео, и Джульетту.
"Ромео изгнан" – это глубина
Отчаянья без края и без дна! (189)
(акт III, сцена 2).
Так говорит Джульетта. А Ромео признается монаху:
Вне стен Вероны жизни нет нигде,
<…>
Небесный свод есть только над Джульеттой. (190)
(акт III, сцена 3).
Позже брат Лоренцо скажет о влюблённых:
Сочувствие сердец.
Сродство души. (191)
(акт III, сцена 3).
Шекспир, казалось бы, нагромоздил немало различных случайностей, чтобы привести события к печальной развязке. Вообще, судьба всегда избирает случайности… Монах Лоренцо слишком поздно пришёл в склеп: появись он чуть раньше, Ромео остался бы жив, узнал бы, что Джульетта вот-вот проснётся. Их разделила минута. Однако именно поэтому в гибели героев есть что-то роковое.
Отправляясь на бал к Капулетти, Ромео ещё ни о чём не подозревает. Он никогда не видел Джульетту и ещё влюблён в Розалину… Однако уже в этот момент он чувствует какую-то необъяснимую тревогу:
…Неведомое что-то,
Что спрятано пока ещё во тьме,
Но зародится с нынешнего бала,
Безвременно укоротит мне жизнь
Виной каких-то страшных обстоятельств.