В поисках любви. Беседы о браке и семейной жизни - стр. 5
Жертва: это хорошо или плохо?
Очень важно, если мы говорим об общении со Христом, участие в Божественной литургии. На литургии во всей доступной нам полноте открывается Господь, приобщение к Богу есть приобщение к Бескровной Жертве, принятие этой Жертвы, участие в ней. Господь становится Жертвой для нас, чтобы помочь нам тоже стать жертвой. Он говорит, что если ты хочешь быть совершенным, то отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Ним (ср. Мф. 16, 24). Иди за Ним на Голгофу, чтобы там тоже стать жертвой, пострадать, потрудиться и получить радость, которая обещана тем, кто со Христом.
Если вы собираетесь, дорогие друзья, начать семейную жизнь, то надо готовиться стать жертвой. В семейной жизни обязательно нужно жертвовать собой. Вообще, жертва – это единственный способ изменить мир. Когда Господь пришел на землю, Он проповедовал так, как никто другой. Его слова были настолько значимы для людей, так по-особенному звучали, что тысячи людей уходили в пустыню, забывая о еде. Кроме того, Господь совершал чудеса: исцелял больных, изгонял бесов, воскрешал мертвых. Но все это – ни Его слова, ни Его чудеса – мир не изменило. Мир изменил Крест, мир изменила Его жертва, а не красота Его слов.
Говорят, что красота спасет мир. Я думаю, что мир спасает безобразие Креста. Мир меняет сила Божия, явленная в смирении, в Его крестной любви. Если мы с вами хотим изменить свою супругу или воспитать своих детей, мы должны быть готовы к принесению такой жертвы. Это есть жертва любви. И очень важно, вступив в брак, не говорить мужу или жене «ты должен» или «ты должна», не указывать друг другу слова, которые читаются при совершении таинства Брака: о том, что жена обязана бояться мужа (в хорошем смысле), а муж должен любить свою жену. Не нужно брать евангельские слова в качестве нравоучений и, как палкой, стегать ими друг друга. В первую очередь нужно исполнять эти повеления самому.
Мудрость женщины
К теме лекции, которую я читал на просветительских курсах в Сретенском монастыре, предлагались подтемы: «Муж как священник малой Церкви», «Роль главы семьи в семейной духовной жизни», «Духовное служение супруги как помощницы мужа, “дьякона” малой Церкви». Я это не совсем понимаю и на эту тему, к сожалению, ничего не могу сказать. Мне кажется, что в наше время часто главной в семье является жена.
Русские женщины, в отличие, может быть, от многих других, славятся своей мудростью. Знаете, в русских сказках Иванушка всегда дурачок, а жена у него – Елена или Василиса Премудрая. Он чаще всего не знает, что делать, а она обычно говорит: «Ничего, ты ложись, поспи немножко, утро вечера мудренее». Утром он просыпается – и все хорошо, все дела уже сделаны. Русские женщины то коня на скаку останавливают, то входят в горящие избы