В окопах Донбасса. Крестный путь Новороссии - стр. 34
В современной военной литературе (особенно «околовоенной», вымышленных боевиках и тем более фэнтези) эти крайне важные аспекты поведения человека сейчас, к сожалению, исключительно непопулярны. Во-первых, ввиду внешней меньшей выразительности. Описывать их намного труднее, чем яркие спецэффекты – взрывы, выстрелы и удары мечей. Ими труднее привлечь и удержать читательские внимание и интерес. Во-вторых, чтобы хорошо описывать их (впрочем, как и любое явление), нужно в них разбираться, понимать причинно-следственные связи и то влияние, которое они оказывают на человека. Для этого крайне желательно самому пережить эти эмоции, самому побывать «в шкуре героя» и при этом – суметь не просто запомнить своё состояние, поведение и мотивацию, но и найти слова, которые смогут донести их до читателя. А подавляющее большинство современных «авторов», пишущих о войне, не только не воевали, но (увы!) – даже в армии не служили. Соответственно, этот пласт опыта взять им неоткуда. В-третьих, свою лепту вносят редакторы, корректоры, критики и вся прочая «кормящаяся с литературы» братия. Они (осознанно или нет) выполняют приходящий им свыше социальный заказ не на созидание НАРОДА – Народа-творца, Народа-созидателя, Народа-воина, но на взращивание безмозглой, бесхребетной биомассы, которой легче управлять. В рамках этого тренда получают приоритет те произведения, герои которых – поверхностные, лишённые глубоких сильных мотиваций, с мотивациями, жизненными целями и характерами пятиклассников. И то, что таков «тренд» отнюдь не только в нашей стране, но и в «просвещённой Европе» и в сбесившемся «мировом жандарме» США, ситуацию отнюдь не облегчает.
Здесь я даже не буду упоминать стандартную мантру всех вышеперечисленных горе-литераторов, что «современный читатель настолько поверхностен, что именно такое и предпочитает, а мы только ориентируемся на его вкусы» (под настроение они высказывают эту свою формулу с омерзительной простотой: «Пипл хавает!»). При этом сами данные литераторы (и режиссёры, и прочие «тварцы»), может, и считают себя «счастьем» в плане гонораров, но на самом деле они всё равно «горе» – потому что на беду Человечеству превращают людей в манкуртов – рабов развлечений, бездушных и бесполезных.
Ещё Сумароков в XVIII веке отчеканил: «Искусству надлежит не развлекать, но выращивать вкусы!» Недаром раньше людей творческих профессий, наряду с преподавателями, называли «инженерами человеческих душ» – им надлежит воспитывать людей, формировать их личность, давать образцы высокого, достойного подражания поведения в тяжёлых обстоятельствах. С одной стороны, нынешние «тварцы» забыли свой долг, предались и продались золотому тельцу, ради тленной резаной бумаги (даже не злата) развращают и губят души своих читателей, и с этой точки зрения их вина безмерна. Недаром существует православная притча о том, как попал писатель за свои грехи в ад. И заметил, что те души, которые горят в адском огне вокруг него, потихоньку поднимаются вверх – всё дальше от языков пламени, всё ближе к Богу и раю. А он наоборот – потихоньку погружается всё глубже, мучается всё больше. Возмущённый литератор обратился с вопросом к бесу: что, мол, за безобразие? А тот ответил: «Они мучениями потихоньку очищаются от своих грехов – соответственно, мера их наказания снижается. А твои книги читают всё новые люди – и погибают, и погибают!»