В начале духовного пути. Разговор с современником
1
Заметим, что различные толкования этих слов молитвы Господней расширяют понятие хлеб насущный, но не отменяют и прямого смысла. Эти слова не заставляют нас, конечно, есть каждый день, но если и едим, то ничего духовного не лишаемся. Можно вспомнить и слова апостола, что пища не приближает нас к Богу (1 Кор. 8, 8). – Здесь и далее в сносках, если особо не отмечено, – примечания автора.
2
Добротолюбие. Троице-Сергиева Лавра, 1992. Т. 2. С. 539.
3
Там же. С. 68.
4
Прп. Иоанн Лествичник. Лествица. М., 1996. 22, 1.
5
1 О прелести и ее видах достаточно полно написано у святителя Игнатия в первом томе его сочинений.
6
Свт. Игнатий (Брянчанинов). Полное собрание творений. Т. 6 (Отечник). М., 2001. С. 382.
7
Древний патерик. М., 2002. С. 143.
8
Лествица. 26, 2.
9
Принятие помысла происходит иногда через услаждение, то есть через чувство, иногда через признание правильности, то есть через ум.
10
Заметим, что душа становится пленницей добровольно: она не захвачена в плен грехом против воли, а сама пленилась им. Но если теперь не опомниться, освободиться будет трудно. Весь процесс похож на прием квартиранта, который просится переночевать. Если он показался нам приличным человеком, то и пустили. Потом оставили еще на несколько дней, потом еще на неделю. А если затем захочешь прогнать, то это трудно: он не чужой, да и не хочет уходить по доброй воле. А если прожил долго, начинает вести себя как хозяин и за нас решать дела по квартире.