В логове львов - стр. 49
Она подняла взгляд и увидела серьезные карие глаза и похожую на ореховую скорлупу кожу щек старой Рабии, повивальной бабки.
– Да пребудет с вами бог, Джейн Дебу.
Джейн почувствовала облегчение, словно с нее сняли очень тяжелый груз.
– И с вами тоже, Рабия Гуль, – благодарно прошептала она.
– Боль посещает вас часто?
– Каждую минуту или две.
Донесся другой женский голос:
– Ребенок рождается раньше положенного времени.
Джейн повернула голову и увидела Захару Гуль, невестку Рабии, несколько полноватую девушку одного с Джейн возраста с почти иссиня-черными волосами и широким, вечно готовым улыбаться ртом. Из всех деревенских женщин именно к Захаре Джейн испытывала наиболее теплые чувства.
– Я рада, что вы тоже пришли, – сказала она.
– Роды ускорила необходимость нести на себе Мусу к вершине холма, – объяснила Рабия.
– И это единственная причина? – спросила Джейн.
– А разве ее недостаточно?
Значит, они ничего не знают про ее схватку с Абдуллой, подумала Джейн. Он разумно решил сохранить все в секрете.
– Мне приготовить все необходимое для рождения младенца? – спросила Рабия.
– Да, пожалуйста.
Одному богу известно, каким примитивным гинекологическим манипуляциям я позволяю подвергнуть себя, размышляла Джейн, но я ничего не смогу сделать одна. Просто не смогу.
– Не желаете ли, чтобы Захара приготовила чай? – спросила Рабия.
– Да, пожалуйста.
По крайней мере, в этом не содержалось пока никаких намеков на суеверия.
Обе женщины взялись за дела. Само по себе их присутствие заставило Джейн почувствовать себя лучше. Как это мило, подумала она, что Рабия попросила разрешения помочь. Западный врач бесцеремонно вошел бы и взялся за дело так, будто он один здесь хозяин положения. Рабия совершила ритуальное омовение рук, призывая в помощь себе пророков, чтобы роды прошли успешно, и только потом тщательно помыла руки с мылом в большом тазу с водой. Захара принесла горшок с дикой рутой, а Рабия сожгла пригоршню мелких темных семян с помощью раскаленных углей. Джейн вспомнила местное поверье, что запах горящей руты помогал изгнать злых духов. Впрочем, она сразу утешила себя – едкий дым хотя бы помешает залетать в комнату мухам.
Рабия считалась не просто повивальной бабкой. Помощь при родах была ее основной обязанностью, но она, кроме того, пускала в ход разного рода магические травы и заклинания, чтобы придать плодовитости женщинам, у которых возникали сложности с зачатием. Располагала она и средствами для его предотвращения, даже для прерывания беременности, но спрос на них был невелик: афганские женщины обычно хотели иметь много детей. К Рабии же обращались и за консультациями по поводу любых «женских» недугов. И неизменно приглашали, если требовалось обмыть тело покойника, поскольку среди мужчин это занятие, как и деторождение, считалось нечистым.