Размер шрифта
-
+

В лесах

1

Крестьяне Галицкого и других уездов Костромской губернии. (Все примечания, данные в сносках, принадлежат автору. – Ред.)

2

«Горами» зовут правую сторону Волги.

3

Горянщиной называется крупный щепной товар: обручи, дуги, лопаты, оглобли и т. п.

4

Двадцатипятирублевый кредитный билет.

5

Белою называется баня с дымовою трубой, а не курная, которую зовут обыкновенно черною.

6

«Пóмочью», иначе «тóлокой», называется угощенье за работу. Хозяин, желающий какое-нибудь дело справить разом в один день, созывает к себе соседей на работу и ставит за нее сытный обед с пивом и вином. «Помочáне» работают и утром и после обеда и в один день управляются с делом. На «помочи» сзывают большей частью крестьяне недостаточные, у которых в семье мало рабочих. Люди богатые, тысячники, не делают «помочей». У сельских попов полевые работы все больше «толокой» справляются.

7

Дубец – розга.

8

Петухи.

9

Известный московский любитель покушать, проевший несколько тысяч душ крестьян.

10

Ботало – вроде деревянного колокола, а глухарь, или бухарь, – металлический полый шар, в который до заклепки кладут камешек. Это вроде большого бубенчика.

11

Этих чиновников (теперь должность комиссаров упразднена) обыкновенно звали «конокрадами». Что в Заволжье конокрадство, дотоле неслыханное, началось с учреждения этой должности, вовсе для того края ненужной (в сороковых годах), это положительный факт.

12

Курильная свечка.

13

По левому берегу Волги тянется безлесная полоса верст в 20–25 шириной. Здесь в старину был лес; остатки пней местами сохранились, но он давно или вырублен, или истреблен пожарами и буреломами. Эта полоса зовется чищею. Раменью называется окраина лесов, прилегающих к чище. Красная рамень – окраина леса хвойного: сосны, ели, лиственницы; черная рамень – окраина лиственного леса. Есть за Волгой местности, которым свойственны названия Красной рамени и Черной рамени, как собственные имена. Таким образом, например, в Семеновском уезде Нижегородской губернии есть большие населенные пространства, носящие названия Красной и Черной Раменей.

14

Суковатка – семи-восьмигодовалая елка, у которой облуплена кора и окорочены сучья, в виде рогулек. Суковатку ставят в сугроб комлем кверху и на рогульки развешивают валенки.

15

Кантаурово – село на реке Линде, за Волгой, верстах в двадцати от Нижнего Новгорода, один из центров валеночного промысла. По имени этого села всех вообще заволжских катальщиков, приготовляющих шляпы и валеную обувь, нередко зовут кантауровцами.

16

Городская больница в Нижнем называется «Мартыновскою»; кладбище городское называется «у Петра и Павла», по церкви, там находящейся.

17

Метание – слово греческое, вошедшее в русский церковный обиход, особенно соблюдается старообрядцами. Это малый земной поклон. Для исполнения его становятся на колени, кланяются, но не челом до земли, а только руками касаясь положенного впереди подручника, а за неимением его – полы своего платья, по полу постланной.

18

У старообрядцев монахи и монахини, иногда даже христосуясь на Пасхе, не целуются ни между собой, ни с посторонними. Монахи с мужчинами, монахини с женщинами только «ликуются», то есть щеками прикладываются к щекам другого. Монахам также строго запрещено «ликоваться» с мальчиками и с молодыми людьми, у которых еще ус не пробился.

19

Черный креп, что накидывается поверх шапочки (иночество), спускается вроспуск по плечам и спине, закрывая лоб черницы.

20

Архипелаг.

21

Лоп-Нор, на островах которого и по берегам, говорят, живет несколько забеглых раскольников.

22

Ак-су – что значит по-русски белая вода.

23

Новый, недавний пришелец.

24

Бабушка Гугниха уральскими (прежде яицкими) казаками считается их родоначальницей. После багренья рыбы и на всяких иных пирах первую чару там пьют за бабушку Гугниху.

25

Убить.

26

Истинное происшествие. Кочуев, которому принадлежит первая мысль об устроении Белокриницкой иерархии, вместе с братьями Жировыми, купцом Заказновым и племянником своим Александром Кочуевым искали золото в Калужской губернии. Для этого в 1849 году купили у г. Поливанова 50 десятин земли и, чтобы не огласить цели покупки, говорили, что думают устроить химический завод. Заказнов привез в Петербург непромытый песок, говоря, что он взят на купленной у Поливанова земле. По свидетельству пробирера Гронмейера, в пуде непромытого песка с глиной найдено было 6 1/>4 долей золота и 25 долей серебра.

27

Исповедаться.

28

Изгородь или прясла, отделяющие лес от поля. Ее городят в лесных местах, чтобы пасущийся скот не забрел на хлеб.

29

За Волгой, на дорогах, в полях и лесах, особенно на перекрестках, стоят высокие, сажени в полторы или две, осьмиконечные кресты, иногда по нескольку рядом. Есть обычай тайно от всех срубить крест и ночью поставить его на перекрестке. Кто перед тем крестом помолится, того молитва пойдет за срубившего крест.

30

Так за Волгой называют лосей.

31

День 18 февраля (память святого Льва, папы римского) в заволжском простонародье зовется львиным днем. Это по тамошнему поверью праздник звериного царя, его именины. На свои именины лев все разрешает своим подданным. К этому дню волки свадьбы свои пригоняют.

32

То есть северо-восток. В Заволжье так зовут стороны света и ветры: сивер – N, полуночник – NO, восток – О, обедник – SO, полдень – S, верховник или летник – SW, закат – W, осенник – NW.

33

Филин.

34

Горящие ветви хвойного леса; во время лесных пожаров они переносятся ветром на огромные расстояния.

35

Болотные растения: багун – andromeda; звездоплавка – callitorice; мозгуша – geranium sylvaticum; лютик – aconitum; белоус – nardis stricta.

36

Болотные растения из породы ненюфаров (nymphéa).

37

Болотные огни.

38

Строка – oestris. Иные смешивают строку со слепнями и паутами (tabanus), с которыми имеет она наружное сходство. Но строка совсем другое насекомое, она водится в лесах и залетает в соседние поля только в таком случае, если там пасется скот. Одни строки не летают, но всегда в рое слепней.

39

Ходить в лес на работу, деревья ронить.

40

Когда деревья в соку, то есть весна и лето.

41

Чегень – еловое бревно от шести до двенадцати сажен длины, идет на забойку в учугах на каспийских и нижневолжских рыбных промыслах; копань, или кокора, – лесина с частью корня, образующая угольник, идет на стройку судов, на застрехи кровель крестьянских домов и на санные полозья. На санные полозья идут и не корневые копани, а гнутые лежины.

42

Чурка, приготовленная для токарной выделки деревянной посуды и ложек.

43

Осенний Никита – 5 сентября, весенний – 3 апреля.

44

Слепая медяница – из породы ящериц (anguis fragilis) медянистого цвета, почти без ног и совершенно безвредна. Но есть змея медянка, та ядовита. Лесной народ смешивает эти две породы.

45

Октября 4-го, св. Иерофия, епископа афинского, известного в народе под именем Ерофея-Офени.

46

Апреля 12-го.

47

Картофель.

48

Марта 1-го – Евдокии-плющихи.

49

Дымволок, или дымник, – отверстие в потолке или в стене черной избы для выхода дыма.

50

Кожух – печь без трубы, какая обыкновенно бывает в черной курной избе.

51

Переметная скамья – не прикрепленная к стене, та, что сбоку приставляется к столу во время обеда.

52

Волость на реке Керженце.

53

Созвездие Большой медведицы.

54

Часть дерева между корнем и стволом или комлем.

55

Говядина.

56

Дынничек – каша из тебеки (тыквы) с просом, сваренная на молоке и сильно подрумяненная на сковородке.

57

Проворный, сметливый, разумный.

58

Курган, кунган (правильнее кумган) – заимствованный у татар медный или жестяной кувшин с носком, ручкой и крышкой.

59

Корчик, или корец, – особого вида ковш для черпанья воды, кваса, для питья сусла и браги. Корцы бывают металлические (железные), деревянные, а больше корец делается из древесного луба, в виде стакана.

60

Оптовые лесопромышленники из Лыскова. Их не любят лесники за обманы и обиды.

61

Волочок, или волчок, – верх повозки или кибитки, обитый циновкой.

62

Пазори – северное сияние. Слово «северное сияние» народ не знает. Это слово деланное, искусственное, придуманное в кабинете, едва ли не Ломоносовым, а ему, как холмогорцу, не могло быть чуждым настоящее русское слово «пазори». Северное сияние – буквальный перевод немецкого Nordlicht. У нас каждый переход столь обычного на Руси небесного явления означается особым метким словом. Так начало пазорей, когда на северной стороне неба начинает как бы разливаться бледный белый свет, подобный Млечному Пути, зовется отбелью или белью. Следующий затем переход, когда отбель, сначала принимая розовый оттенок, потом постепенно багровеет, называется зорями (зори, зорнши). После зорей начинают обыкновенно раскидываться по небу млечные полосы. Это называют лучами. Если явление продолжается, лучи багровеют и постепенно превращаются в яркие, красные и других цветов радуги столбы. Эти столбы краснеют более и более, что называется багрецы наливаются. Столбы сходятся и расходятся – об этом говорится: столбы играют. Когда сильно играющие столбы сопровождаются перекатным треском и как бы громом – это называется сполохами. Если во время северного сияния зори или столбы мерцают, то есть делаются то светлей, то бледней, тогда говорится: «зори или столбы дышат». Наши лесники, равно как и поморы, обращающиеся с компасом, давным-давно знают, что «на пазорях матка дурит», то есть магнитная стрелка делает уклонения. Случается, что небо заволочено тучами, стоит непогодь, либо метель метет, и вдруг «матка задурит». Лесники тогда знают, что на небе пазори заиграли, но за тучами их не видать. Замечательно, что как у поморов, так и у лесников нет поверья, будто северное сияние предвещает войну или мор. Свойство магнитной стрелки и влияние на нее северного сияния они называют «тайной Божьей силой».

63

Трубка, большею частью корневая, выложенная внутри жестью, на коротеньком деревянном чубучке.

64

Смотник, смотница – то же, что сплетник, а также человек, всякий вздор говорящий.

65

После дранья мочала, луба и бересты.

66

В Ветлужском крае город Ветлугу до сих пор зовут Верхним Воскресеньем, как назывался он до 1778 года, когда был обращен в уездный город. Нижнее Воскресенье – большое село на Ветлуге в Макарьевском уезде Нижегородской губернии. Иначе – Воскресное. Это два главных торговых пункта по Ветлуге.

67

Раменскими лесники зовут жителей Черной и Красной рамени.

68

Суим, или суем (однородно со словом сонм и сейм), – мирской сход, совещанье о делах.

69

Хвилеватая – мокрая, дождливая и вьюжная.

70

В Поволжском крае так зовут фальшивые ассигнации.

71

Сутырить, сутырничать – спорить, вздорить, придираться, а также кляузничать. Сутырь – бестолковый спор.

72

Зепь – кожаная, иногда холшовая, мошна привесная, а если носится за пазухой, то прикрепленная к зипуну тесемкой или ремешком. В зепи держат деньги и паспорт.

73

Конаться – жребий метать.

74

След на пути от лыж.

75

Πутик – прямая длинная городьба из прясел. По обоим концам путика вырывают ямы и прикрывают их хворостом либо еловыми лапами. Лось или олень, подойдя к путику, никогда не перескочит через него, но непременно пойдет вдоль, ища прохода. Таким образом зверь и попадет в яму.

76

Осилье – затяжной узел, куда птица попадает ногой. Пленка-то же, но узел делается из свитого вдвое или втрое конского волоса. Осилья или пленки ставятся по одной на колышках либо на лубочке, на который посыпается приманка.

77

Вещба – тайное слово и тайный обряд, употребляемые при заговорах, рытье кладов, ворожбе и т. п.

78

Притул, или притулье, – приют, убежище, кров; происходит от глагола «притулять», имеющего три значения: прислонить или приставить, прикрыть или приютить.

79

Юркино, Богомолово, Лысково – села на правом, возвышенном берегу Волги. Против них впадает в Волгу с левой стороны Керженец. Эту реку местные жители зовут иногда Левой Керженкой, то есть впадающей в Волгу с левой стороны. В песнях тоже придается ей название левой. Замечательно, что по-мордовски керже, кержень значит левый. В глубокую старину по всему Поволжью от Оки до Суры жила мордва. От нее и пошло название Керженца.

80

Замоина – лежащее в русле под песком затонувшее дерево; карша, или карча, – то же самое, но поверх песка.

81

Лесные реки, впадающие в Ветлугу.

82

Взято буквально из записей кладов.

83

Иверень – осколок, черепок, небольшая отбитая часть от какой-нибудь вещи.

84

Отщербить – отбить, отломить, говоря о посуде и вообще о хрупкой вещи.

85

То есть на правой стороне Волги.

86

Соседи.

87

Деревня в версте от Воскресенья на Ветлуге, где ловят лучших стерлядей.

88

Нерето – рыболовный снаряд, сплетенный из сети на обручах в виде воронки.

89

Тот, что баклуши делает. Баклуши – чурки для токарной выделки ложек и деревянной посуды.

90

Усма – выделанная кожа, усменный – кожаный.

91

Белужью зернистую икру лучшего сорта, до железных дорог, отвозили в Москву и другие места на почтовых тройках тотчас после посола. Оттого и звали ее «троечной».

92

Обувь.

93

Калуфер, или кануфер – balsamita vulgaris; чабер – satureia hortensis; донник – melilotas officinalis.

94

Бурак, сделанный из бересты, с тугою деревянного крышкой.

95

Вехотка – пучок расчесанного мочала. Суконка – лоскут сукна или байки, которым мылятся.

96

Крупный булыжник в банной каменке; мелкий зовется «конопляником».

97

Πоляника, или княженика – rubus arcticus; облепиха – hippophoe rhamnoides, растет только за Уральскими горами.

98

Фальшивые ассигнации.

99

Так фальшивомонетчики зовут настоящие ассигнации, по родовой фамилии государя.

Страница notes