Размер шрифта
-
+

В городе Кагановиче. Разные истории - стр. 16

Основа архитектуры любой деревни – изба. Кто их замечал, эти избы, ещё лет десять-пятнадцать назад? Изба себе и изба. Но вот избы стали стремительно исчезать. На смену им явились стандартные постройки, призванные продемонстрировать всё возрастающий материальный уровень граждан Российской Федерации. Стиль, традиция, художественный вкус – это всё «не то». «То» – это показать, кто главнее. К примеру, если у меня «движок» 3,2, а у тебя 1,5, то я тебя обгоню, «подрежу», да ещё заторможу перед носом. Чего я, зря бабло зарабатывал непосильным трудом?! А в хоромы мои заходи – налью, в баньку пойдём, бухнём, побыкуем…

Дворцы новых нуворишей среди деревенских изб смотрелись вначале (в начале 90-х) как протез. Но уже вскоре избы стали восприниматься как музейные постройки среди нагромождения архитектурной ярмарки деревенского тщеславия. И вот тут-то кое-кто и обратил внимание на простую гениальность самой массовой русской архитектуры. Неповторимые изразцы, наличники с резьбой, мезонины, стилизованные под древнерусский шлем, характерные окошки, сама форма избы, наконец, экологичность и удобство строения. «Ба, да это же скоро уйдёт навсегда!», сказал этот кое-кто, и вот тут и там стали появляться гибриды – новый кирпичный дом с оставленным фрагментом старой избы.

В Аринино, Антоново, Соболево, Кузяево, Коняшино, гибридов пока не много, и можно совершенно спокойно запечатлеть в памяти и на фотоаппарате уходящую натуру. Конечно, избы как функциональные строения скоро прекратят своё существование, поскольку являются отражением совсем иного, нежели сегодня, способа мышления, иных пропорций красоты и пользы. Но если они всё ещё есть – может, есть ещё и другая Россия, про которую мы знаем много меньше, чем про чьи-то дачи в Майями?

Между прочим, часть «другой России – это потрясающие тыквы, выставленные у дороги вдоль Аринино и Антоново. Клянусь, таких нет нигде. Огромного размера, цветом от бледно-жёлто-розового до ярко красного (у тыкв своя радуга), эти супер овощи лежат горками напротив каждой избы, поражая изобилием форм, улыбчивостью и спокойным добродушием. Не купить их – значит оскорбить саму природу…

Ну ладно. Я, вообще, не про это. А про то, как, забрав из дома все возможные канистры, отправился по Егорьевке за деревню Анциферово, что недалеко от города Куровская, на источник. Там, после стоянки трейлеров, где часто продают садовую мебель и почему-то вяленую рыбу, поворот есть, как проедешь по шоссе над притоком Нерской – сразу налево, в еловый лес. Разгоняться не надо – метров четыреста – пятьсот всего. Сам источник находится в низине, к нему надо чуть спуститься Над источником – козырёк теремком, иконка конечно. Источник имеет статус святого, а потому рядом, выше, откуда надо спускаться, стоит деревянная часовенка и, конечно, лоток, с которого девушки, повязанные платком, продают образа, просвиры, религиозные книжицы. Обстановка тихая, благоговейная, иногда дятел слышен, иногда белка пробежит. Опять же грибы, запах сырой хвои, журчание ручья, берущего начало от истока в земной породе. В пространстве возле источника стоит не то чтобы эхо, а какой-то резонанс, подчёркивающий спокойствие старых елей, первоначальную тишину и баланс звуков трёх стихий – воды, воздуха и леса. Идеальное место для рождения реки.

Страница 16