В Единстве – сила - стр. 32
И многим россказням Геродота свято верят не только отечественные, но и зарубежные историки. Почему так происходит, видно на классическом примере из современной истории пропагандистской машины третьего рейха.
Пропагандистская стратегия нацистской Германии оказалась ближе всего к стратегии упрощения, удешевления и унификации. Выделяют два характерных признака такого подхода:
1. принцип простоты.
2. принцип размаха и концентрации.
У Геродота действительно все просто. Будины едят вшей, а когда те заканчиваются, грызут шишки. С размахом тоже все в порядке. Такие территории распилил…
Геродот в своей «Истории» свято соблюдает основные законы публицистики:
I основной закон – закон умственного упрощения;
II основной закон – закон ограничения материала;
III основной закон – закон вдалбливающего повторения;
IV основной закон – закон субъективности;
V основной закон – закон эмоционального нагнетания".
Геродот много писал правды. Например, о величии скифов и их непревзойденном военном искусстве. «Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато самым важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их страну, они не дают спастись: и никто не может их настичь, если только сами они не допустят этого».>48 Но это было настолько широко известно, в то время, что замалчивать правду просто невозможно.
Итак «заслуги Отца истории»: территория Скифии слишком велика, поэтому ее необходимо, хотя бы на пергаменте, разбивать на локальные территории заселенные отдельными племенами; скифы объявлены "варварами-кочевниками", поэтому у них нет земледельческих поселений и городов (хотя он же пишет о скифах-пахарях, сам себе противореча); любые терминологические различия в источниках трактуются как отражающие различия этнического, языкового характера.
Но лживые сообщения обязательно нужно сдабривать правдой. Геродот просто гений в этом вопросе! Простой зоологический пример. Два века назад при изучении трудов древних авторов ученые натолкнулись на сообщение Геродота о рыбах, которые живут на суше и всерьез это не восприняли. Всем известно, что рыба – житель воды, дышит жабрами, а воздух на жабры действует губительно, сушит их, и рыба сразу погибает.
Решили что сообщение о сухопутных рыбах – нелепость, вызванная тем, что автору рассказали легенду как факт, а он не проверил и вписал в свой труд.
Аристотель писал, что есть на свете рыбы, которые не только могут долгое время жить без воды, но и способны покидать водоемы и путешествовать по суше.