Размер шрифта
-
+

Уютная Россия. Сладкие плюшки, соленые ушки, земляничные сказки - стр. 3

Существует две версии происхождения одного из старейших русских городов.

По одной Владимир был основан в 990 году крестителем Руси князем Владимиром Святославичем. Подтверждающие данные найдены в летописных источниках XV–XVII веков, в том числе в Степенной книге: Владимир-на-Клязьме был основан князем Владимиром Красное Солнышко. Эту версию поддерживал академик Дмитрий Лихачев.

Другая версия говорит о 1108 годе. В Новгородской летописи указано, что город основал Владимир Мономах, и этой версии придерживаются официальные источники.

И все же окончательного подтверждения ни одной версии нет.

Владимир стал столицей Северо-Восточной Руси в 1157-м, когда сюда из Суздаля перенес свою резиденцию князь Андрей Юрьевич Боголюбский: «Хощу бо сей град обновити митропольею, да будет сей град великое княжение и глава всем».

Столицей, неофициальной, а затем узаконенной, город был 146 лет. Временем наибольшего расцвета считается период правления Всеволода Большое Гнездо – с 1176-го по 1212 год.

Три чуда Владимира

Во Владимире сохранилось три памятника архитектуры, построенных до монголо-татарского завоевания: Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы.

Успенский собор возведен в 1158–1160 годах по заказу князя Андрея Боголюбского как главный храм новой столицы Владимиро-Суздальского княжества. Интересно, что у него два заказчика и два времени постройки.


Вид на Успенский собор со стен Рождественского монастыря


Сначала его выстроил князь Андрей Боголюбский. Лаврентьевская летопись сообщает о том, что собор был заложен 8 апреля 1158 года. Другая летопись, так называемая Летопись Авраамки, дает другую дату – 8 мая.

«Создана бысть церки святая Богородица (в домонгольской Руси «храм Богородица» почти всегда означал церковь Успения Богоматери) в Володимери… князем Андреем; и украси ю дивно… и верх ея позлати… приведе ему Бог из всех земель мастеры».

Но не прошло и 25 лет, как храм сгорел в сильнейшем пожаре 1185 года. Новый князь, младший брат Андрея Боголюбского и десятый сын Юрия Долгорукого Всеволод III, (прозванный потом за большое количество детей Большим Гнездом), решил не сносить обгоревшее здание, а перестроить, городу нужен был большой храм. Таким он и дошел до наших дней с 1186–1189 годов почти без изменений. Почти – потому что в 1810 году перед храмом построили колокольню, а в 1862 по проекту Николая Артлебена соединили колокольню с храмом Георгиевским приделом, а в конце XIX века пять луковичных глав заменили шлемовидными и убрали массивные контрфорсы, оставшиеся только на старинных гравюрах.

Страница 3