Уютная Россия. Сладкие плюшки, соленые ушки, земляничные сказки - стр. 15
Самой веселой частью таких посиделок было ряжение. До 1917 года рядились в костюмы барина и барыни, монахов, горбуна, стариков и старух, цыган и даже доктора. Позже появились новые «герои» – солдаты и матросы, а то одевались в лохмотья и изображали всяких нечистей.
Вечеринки проходили очень шумно – с музыкой, с танцами, кадриль заводили. А вот песенки были фривольными, нарядятся, идут по деревне, в каждый дом заходят на «поседки». Поют нецензурное в адрес девушек той деревни, где идут ряженые. Но никто не обижался, ряженым все дозволялось.
Популярно в давние времена было «Вождение медведя» – славянский обряд вождения ряженого или живого медведя, как коня или козы. Раньше эти представления устраивали скоморохи, а после запрета скоморошества в XVII веке промыслом занялись профессиональные поводыри – медведчики.
В XIX веке группа состояла из поводыря с живым медведем, ряженой козы (не настоящей, козой наряжали подростка) и барабанщика. Этот «народный промысел» запретили в Российской империи в 1866 году, дрессированных медведей разрешалось держать только в цирке. И во время гуляний в медведя превращался «ряженый».
В старину тех, кто рядился, называли не ряжеными, а «окрутниками», «окрутчиками», «выряженками» или «кудесниками», слово ряженый пришло позднее.
Говорили, что в медведя не может вселиться нечистая сила, поэтому игрища с медведями были особо популярны на святки и на Масленицу.
Но это все касалось первой недели святок, когда устраивались колядования, игры с ряжеными и гулянья. Вторую неделю называли «страшной».
Считалось, что в первый «страшный» вечер особенно неистовствовала нечисть. «На дворе собирали колья, приносили угли из печи. Старики из своих постелей натрясали соломы. Разжигали костер и в его огне сгорали все болезни, тоска и беды, – рассказывают мне. – В “страшные вечера” люди старались вообще не выходить из дома. В дни, когда начинает прибавляться тепло и свет, нечистая сила особенно злится и творит пакости. Поэтому вторая неделя святок иногда называлась даже “бесовской”, “поганой”».
Вот они откуда, страшные святочные истории да гадания!
– Ставни «с закроем», думаешь, для чего делали? – спрашивают меня однажды. – От посторонних глаз, да не от тех, что ты подумала.
В избу два входа было: через крыльцо и через двор (через сарай). Ворота в сарай запирались на внутренний вертушок, который легко было отвернуть, слегка отжав ворота. А в сенях дверь совсем тоненькая, запора нормального и нет. И закрывались ставни чисто символически – от нечистой силы, от окаянного, от лукавого. Двери и окна утром и на ночь крестом осенялись.