Увещание к подвигам добродетели. Сборник бесед святого отца нашего Иоанна Златоустого духовно-нравственного содержания - стр. 13
Почему, думаешь ты, сделались дивными и славными мужи, обитающие в пустынях? Не потому ли, что они убегают от шума и торжищ и поселились вдали от дыма, поднимающегося среди хлопот житейских? Подражай им и ты, стараясь найти пустыню среди города. А каким образом это возможно? Если ты будешь убегать людей порочных, если будешь следовать добродетельным. Таким образом, ты достигнешь большей безопасности, нежели обитающие в пустынях, не только в удалении от людей вредных, но и в общении с полезными. Ибо, если ты будешь убегать людей порочных и следовать добродетельным, то приобретешь двоякую пользу: и умножишь дела добродетельные, и сократишь дела порочные.
Беседа 9
О посте в св. Четыредесятницу[10]
Общий всех нас Господь, как чадолюбивый отец, желая очистить нас от грехов, сделанных нами в какое бы то ни было время, даровал нам врачевство во святом посте. И так никто не скорби, никто не являйся печальным, но пусть все ликуют, радуются и прославляют Попечителя душ наших, открывшего нам этот прекрасный путь, и с великим удовольствием принимают его наступление! Да постыдятся язычники, да посрамятся иудеи, видя с какой радостной готовностью мы приветствуем его наступление, и да познают на самом опыте, какое различие между нами и ими. Пусть они называют праздниками и торжествами пьянство, всякого рода невоздержание и бесстыдства, которыми обыкновенно сопровождаются их праздники. Церковь Божия да называет праздником совершенно противное тому, – пост, презрение чрева, и следующие за тем всякого рода добродетели.
И точно истинный праздник там, где спасение душ, где мир и согласие, откуда изгнана всякая житейская пышность, где нет ни крика, ни шума, ни беганья поваров, ни заклания животных; но вместо всего этого обитает совершенное спокойствие, тишина, любовь, радость, мир, кротость и бесчисленные блага. Итак, об этом-то празднике побеседуем несколько с вашей любовью; но наперед попросим вас выслушать слова наши с совершенным спокойствием, чтобы вам уйти отсюда домой с каким-нибудь добрым плодом. Мы собираемся сюда, не просто для того только, чтобы один поговорил, а другой только порукоплескал словам его, и с тем все ушли отсюда; но чтобы и мы сказали что-нибудь полезное и потребное к вашему спасению, и вы получили плод и великую пользу от слов наших, и с тем вышли отсюда. Церковь есть духовная врачебница, и все приходящие сюда должны брать здесь приличные врачевства, прилагать их к своим ранам, и потом уже выходить отсюда. А что одно слушание поучений, без исполнения на деле, не принесет никакой пользы, об этом послушай блаженного Павла, который говорит: не слышателие закона праведни пред Богом, но творцы закона, сии оправдятся (Рим. 2, 13). И Христос в своей проповеди сказал: не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, иже есть на небесех (Мф. 7, 12).