Универсальный ключ к осознанию Себя. Адхьятмаджнянача Йогешвар - стр. 24
Точно так же, когда точно знаешь, чем именно является тело, «гордость» им и ощущение «мое» по отношению к нему пропадают, и его автоматически отвергаешь. Это то, что называется «растворение с помощью мысли». Тот, кто умирает с такой уверенностью в мыслях, свободен от цикла рождений и смертей. Но, само собой разумеется, тот, кто умирает «бездумно», умирает только для того, чтобы родиться снова. С помощью «растворения через мысль» некая вещь видится нематериальной, существует она или нет. В случае других видов растворения, даже если та вещь укрыта от взора, она, тем не менее, воспринимается как существующая. Поэтому Самарта Рамдас утверждает, что только «мысль» делает человека совершенным и привносит в жизнь завершенность. Итак, после тщательного исследования, когда физическое тело было проанализировано с помощью процедуры «растворения через мысль», «я» найти не удалось.
Второе тело – тонкое тело
Сейчас мы будем использовать тот же самый процесс «растворения с помощью мысли» и попытаемся отследить «я» в тонком теле. Давайте проведем исследование и посмотрим, можно ли найти этого вора под названием «я» где-либо в тонком теле. Но сначала давайте посмотрим, чем же собственно является само тонкое тело. Тонкое тело представляет собой комиссию из семнадцати членов. Вот они:
• пять органов чувств, используемых для действия (кисть руки, стопа, рот, гениталии и анус);
• пять органов чувств, используемых для получения знания (глаза, уши, нос, язык и кожа);
• пять пран, или жизненных дыханий (вьяна-вайю, которая обеспечивает все тело жидкими питательными веществами, самана-вайю, которая находится в пупке, удана-вайю, которая находится в горле, апана-вайю, которая находится в кишечнике, и прана-вайю, которая есть то, что мы вдыхаем и выдыхаем);
• ум (манас);
• интеллект (буддхи).
Какие бы приказы ни отдавала эта комиссия тонкого тела, они выполняются явным телом. Сфера полномочий тонкого тела очень широка, так что, выполняя тщательное исследование, возможно, именно здесь удастся найти это ускользающее «я», потому что у него есть сильная тяга к утверждению собственных полномочий.
Когда мы начинаем наше исследование тонкого тела, мы обнаруживаем, что «я» ставит свой штамп «мое» и здесь тоже. Что бы ни находилось здесь, оно помечено как «мои чувства, «мои праны». «мой ум», «мой интеллект». Однако, понаблюдав внимательно, никаких высказываний вроде: «Я есть интеллект», мы не услышали. Это «я» выставляет себя «хозяином» и здесь в тонком теле тоже, но его не найти. Так что в соответствии с теми же умозаключениями, которые мы использовали прежде, о том, что «Не может существовать чего-либо, что я могу назвать «моим», там, где не присутствует «я»», ни тонкое тело, ни кто-либо из его коллективных членов (органы чувств,