Размер шрифта
-
+

Универсальный гений (сборник) - стр. 4

Однако сам да Винчи в разные периоды своей жизни считал себя в первую очередь инженером или ученым. Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал медленно. Поэтому художественное наследие Леонардо количественно невелико, а ряд его работ утрачен или сильно поврежден.

Но его вклад в мировую художественную культуру является исключительно важным даже на фоне той когорты гениев, которую дало Итальянское Возрождение. Благодаря его работам искусство живописи перешло на качественно новый этап своего развития. Предшествующие Леонардо художники Ренессанса решительно отказывались от многих условностей средневекового искусства. Это было движением в сторону реализма, и многое уже было достигнуто в изучении перспективы, анатомии, большей свободы в композиционных решениях. Но в плане живописности, работы с краской художники были еще достаточно условны и скованы. Линии на картине четко очерчивали предмет, изображение имело вид раскрашенного рисунка. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль. Леонардо осознал и воплотил новую живописную технику. У него линия имеет право на размытость, потому что так мы ее видим. Он осознал явления рассеяния света в воздухе и возникновения сфумато – дымки между зрителем и изображенным предметом, которое смягчает цветовые контрасты и линии. В итоге реализм в живописи перешел на качественно новую ступень.

Важным источником для изучения воззрений Леонардо да Винчи являются его записные книжки и рукописи (около 7 тысяч листов), написанные на разговорном итальянском языке, потому что Леонардо не знал латыни. Сам он не оставил систематического изложения своих мыслей. «Трактат о живописи», составленный после смерти учеником Леонардо Франческо Мельци из фрагментов, во многом самостоятельно взятых из контекста его записок, оказал большое влияние на художественную европейскую практику и теоретические мысли. Для самого Леонардо да Винчи искусство и наука были связаны неразрывно. Живопись он понимал как универсальный язык (подобно математике в сфере науки), в котором воплощены пропорции и перспективы обнаружения разумного начала, царящего в природе.

Особое внимание Леонардо да Винчи уделял механике, называя ее «раем математических наук» и видя в ней главный ключ к тайнам мироздания. Он предпринял попытки установить коэффициенты трения и скольжения, изучал сопротивление металлов, занимался гидравликой. Многочисленные гидротехнические опыты помогли Леонардо правильно описать равновесие жидкости в сосуде.

Леонардо да Винчи интересовали проблемы полета. В Милане он делал много рисунков и изучал летательный механизм птиц разных пород и летучих мышей. Кроме наблюдений он проводил и опыты, но они все были неудачными. Леонардо очень хотел построить летательный аппарат. Он говорил: «Кто знает все, то может все. Чтобы узнать – и крылья будут!» Сначала Леонардо разрабатывал полет с помощью крыльев, приводимых в движение мышечной силой человека: идея простого аппарата Дедала и Икара. Но потом он пришел к мысли о постройке такого аппарата, к которому человек не должен быть прикреплен, а может сохранять полную свободу, чтобы управлять им; приводиться в движение аппарат должен своей собственной силой. Это, в сущности, идея аэроплана. Для того чтобы успешно построить и использовать аппарат, Леонардо не хватило только одного: идеи мотора, обладающего достаточной силой. Леонардо да Винчи работал над аппаратом вертикального взлета и посадки. На вертикальном «ornitottero» Леонардо планировал разместить систему втяжных лестниц. Примером ему послужила природа: «посмотри на каменного стрижа, который сел на землю и не может взлететь из-за своих коротких ног, а когда он в полете, вытащи лестницу, как показано на втором изображении сверху. Так надо взлетать с плоскости; эти лестницы служат ногами». Что касается приземления, он писал: «Эти крючки (вогнутые клинья), которые прикреплены к основанию лестниц, служат тем же целям, что и кончики пальцев ног человека, который на них прыгает, и при этом тело его сотрясается так, если бы он прыгал на каблуках».

Страница 4