Размер шрифта
-
+

Умные игры для вашего ребенка. Логика. Движение. Творчество - стр. 15

Жизнь детей гораздо ближе прикасается к природе, чем жизнь взрослого человека, мысли и чувства которого слишком много вращаются среди общественных отношений. Как в Древней Греции, так и теперешние дети наши с одинаковой радостью приветствуют первый дождь весной, первую ласточку, первую букашку, первый цветок, такими же шумными криками и оживленными песнями выражают несказанное удовольствие при этом, как это опять-таки делалось в старину и до поразительного сходства повторяется у многих народов.

Несмотря, однако, на сходство многих детских наклонностей, а в зависимости от них и сходства многих детских игр, некоторые особенности в характере последних проявляются и благодаря национальным особенностям. Кому приходилось видеть игры швейцарских детей, тот воочию мог убедиться, что сыны свободного государства в большинстве случаев воспитываются на весьма отважных играх, требующих нередко большого напряжения физических сил, между тем как у сынов Германии и в играх проглядывает множество сентиментальности, особенно в играх девочек, а в играх Франции везде на первом месте юмор и веселье.

Лишь на востоке, в Японии и Китае, детские игры намного отличаются от европейских и тем более русских детей. Так, игры японских детей издавна намного спокойней, чем у их американских или европейских сверстников. Игра у каждого японского ребенка своя и имеет характерные отличия, что также отражает разницу между культурами.

Бытописатели сообщают нам сведения о жизни вотяков Вятской губернии, так: вотяки живут в лесах маленькими селениями. Они промышляют охотой или обрабатывают свои крохотные польца ради добывания насущного хлеба. Все внимание членов семьи поглощено заботами о завтрашнем дне, причем ни взрослым, ни детям в обыденные дни не до увеселений или каких-либо игр. Нельзя, однако, сказать, чтобы вотяки вовсе были лишены склонности к увеселениям. Наоборот, они охотно устраивают таковые, но только изредка, в большие праздники или по окончании полевых работ. Наиболее чтимыми праздниками у них считается Пасха, Троицын и Петров день. Празднования эти состоят в том, что приезжают гости целыми семьями, которые ходят из дома в дом, насыщаются до объедения и напиваются до опьянения самодельными напитками. А по окончании полевых работ, осенью, устраивают своеобразную пирушку, в которой принимают участие все члены семьи. Они отправляются в луга вблизи селений, пьют там доморощенную кумычину, поют песни, играют в огарыши (род горелок) и только перед утром следующего дня возвращаются домой. Благодаря такой тесной жизни вотяков во всех возрастах, дети их почти не имеют возможности собираться отдельно от семьи для какой-либо игры и за всю свою жизнь не видели ни одной игрушки, не участвовали ни в одной детской игре или довольствовались бы самыми обыкновенными, самодельными дудками и свистульками. Только дети тех вотяков, которые живут рядом с русскими, отчасти заражаются детскими играми последних; однако и здесь не обходится без странностей. Так, вотские дети охотно играют с русскими в козны (бабки) и другие игры, не требующие большой ловкости, силы и подвижности. Что же касается игры в мяч и городки, то этой премудрости они никак не могут победить, а потому обыкновенно и не любят их. Вотские дети вообще не любят общественных или публичных игр, а предпочитают игры домашние, притом келейные, о которых не знали бы старшие. Тем не менее соблазн возраста берет свое, и в селениях, смешанных с русскими, вотские дети часто убегают для игр в уединенные места и даже по ночам, когда старики ложатся спать, играют здесь до утра. Особенный соблазн для вотских детей составляют увеселения и игры, устраиваемые русскими во время некоторых своих праздников, например, в течение святок катанье с гор, в течение масленицы – катанье на лошадях, во время святой недели – катанье яиц на качелях и т. д.

Страница 15