Украшаем сад своими руками - стр. 9
Отдельные объекты в саду можно располагать симметрично или асимметрично относительно оси композиции, которой выступает, например, дорога, направление взгляда и пр. Симметрия наблюдается при размещении одинаковых предметов на одинаковом расстоянии от оси. Благодаря применению этого приема в композицию можно привнести упорядоченность, строгость, показать присутствие здесь человека. Но для природы симметрия нехарактерна, чаще встречается асимметрия, однако и в последнем случае можно в композиции добиться равновесия. Для этого необходимо разные по форме и размеру объекты расположить так, чтобы возникало ощущение уравновешенности.
Поскольку чаще всего мы имеем дело со скромными по размеру участками, то в пределах таковых можно создать не более трех пейзажных картин. При этом они должны быть объединены замыслом, иметь, как говорят художники, композиционный центр. Им может стать, например, солитер (отдельно стоящее особо декоративное растение), небольшой водоем, рокарий и др. Для оптимального обзора расстояние до центра должно равняться его двойной или тройной высоте. Но видовые картины бывают не только замкнутыми. Как мы уже отмечали, они могут включать и окружающий ландшафт, что визуально увеличивает площадь сада. Формируя такую композицию, нужно все время различать главные и второстепенные объекты, помня, что при движении по саду они могут взаимозамещаться: в частности, композиционный центр становится фоном, и наоборот. Главное, не допускать раздробленности, хаоса, излишней пестроты. Цельность – важное качество и «полотна» сада.
Таковы в общих чертах законы и средства ландшафтной композиции, которые должны стать инструментами при оформлении сада. От того, насколько тонко, красиво, умело получится ими воспользоваться, и будет зависеть дизайн участка.
Выбор стилевого решения сада
Предметы, в окружении которых живет человек, непременно носят отпечаток его личностных качеств, особенностей характера. Сад не исключение. В идеале он должен стать отражением индивидуальности своего хозяина, воплощать его понятия о красоте, гармонии и комфорте. Отсюда и множество ландшафтных решений и классификаций, опирающихся на различные критерии. Поскольку мы ведем речь не о садово-парковом искусстве, для которого характерны три стиля – регулярный, пейзажный и смешанный, то будем оперировать делением садов по признакам утилитарности и декоративности, что кажется более уместным в контексте нашей книги.
Итак, сады могут быть утилитарными, в которых должны быть созданы условия не только для отдыха, но и для решения определенных хозяйственных задач; и декоративными, где все подчиняется целям отдыха и неспешного созерцания. Вкратце охарактеризуем названные виды.