Размер шрифта
-
+

Украшаем сад своими руками - стр. 4


Рис. 2. Кроны кустарников: а – продольно-овальная; б – шаровидная; в – овальная; г – раскидистая; д – стелющаяся; е – конусовидная


У отдельных видов кроны выглядят особо живописно – у ивы (плакучая), у дуба (раскидистая). Даже в пределах одной породы деревья могут иметь разную форму кроны: скажем, у тополя она может быть пирамидальной, овальной и раскидистой. Группы деревьев для сада составляют, опираясь на контрастность их крон. Но строить композицию только на этом признаке нельзя, поскольку имеют значение особенности роста растений.

Окраска и фактура листьев также являются декоративными признаками деревьев и кустарников. Цвет листвы зависит от сезона (как правило, зеленая весной, осенью она становится желтой, оранжевой или красной). Помимо этого, следует принимать во внимание и цвет коры, цветков, плодов, которые отличаются не меньшей декоративностью. Продумав цветовое сочетание растений, можно создать великолепные композиции. Однако не надо впадать в крайность и включать в группу большое количество пород и видов, так как, во-первых, это снижает устойчивость растений из-за межвидовой борьбы, во-вторых, нивелирует художественную выразительность.

Специфическим свойством растений является аромат. Он может быть приятным (у сирени, резеды и др.) и не очень (у бузины, настурции и др.). Этот признак в большей степени присущ цветам и цветущим кустарникам.

Итак, зная и учитывая декоративные особенности разных растений, можно компоновать их в группы, высаживать отдельно и использовать как фон. Но для этого необходимо ориентироваться в законах и приемах ландшафтной архитектуры.

На протяжении столетий при создании сада как объекта садово-паркового искусства специалисты следовали законам природы и различных видов творчества (живописи, поэзии, музыки). Но, будучи пространственной структурой, сад подчиняется и законам архитектуры. В первую очередь с этой точки зрения нужно говорить о законах перспективы, композиции пространства, колористики.

Композиция – это расположение различных форм в пространстве в сочетаниях, создающих гармоническое единство. Выражаясь проще, располагая те или иные растения рядом, мы добиваемся гармонии, чтобы результат визуально воспринимался как приятный.

По ручью времени

В Фивах в гробнице некоего полководца, жившего во времена Аменофиса III, было найдено изображение плана сада, который соединял функциональность и изящество, то есть основные принципы садового искусства.

Природные элементы по своей форме приближаются к геометрической: например, деревья можно представить как шары, конусы и пр. Форма растительных объектов может быть линейной (одно измерение (длина) превалирует над двумя другими (высотой и шириной), предельно малыми), плоскостной (примерно равны два измерения (длина и ширина), при этом третье (высота) отличается малой величиной), объемной (все измерения (высота, длина и ширина) примерно равны по величине). Определяется это соотношением измерений (рис. 3).

Страница 4