Уголовно-правовые проблемы ответственности несовершеннолетних - стр. 52
Таким образом, необходимо пересмотреть состояние современного законодательства относительно правового статуса эмбриона, поскольку эмбрион нуждается в уголовно-правовой охране, ведь если действующий уголовный кодекс защищает животных, то он не должен игнорировать и защиту потенциального человека, как это было закреплено еще в римском праве, где существовало понятие spesanimantis – «надежда на живое существо».
Проблема аборта и репродуктивного выбора в морально-этическом и медико-социальном плане
Проблема искусственного прерывания беременности, или, как она крепче вошла в наш обиход, – проблема абортов в современной России в последнее время обостряется все сильнее и сильнее.
Инициатива о запрете установок «окон жизни», более известных в обществе как бэби-боксы[129], громогласное подписание патриархом РПЦ, которого поддержал и верховный муфтий России, обращения о запрете абортов в России или хотя бы об исключении их из системы бесплатного медстрахования[130], однодневная акция запрета абортов, осуществленная в Ярославле: «день тишины» состоялся 11 января, и, как сообщается, его повторение планируется в июне и июле этого года[131]… Все это не может не наталкивать на одну логичную мысль: население страны готовят к тому, что в перспективе аборты могут попасть под законодательный запрет.
Искусственное прерывание беременности является одной из форм медицинского вмешательства в репродуктивную способность человека. Появление во второй половине XX века альтернативных средств регуляции рождаемости, изменение культурных традиций мирового сообщества заострили вопрос нравственной оценки процедуры искусственного прерывания беременности и определения права на жизнь зачатого, но нерожденного ребенка.
Аборт относится к числу старейших проблем медицины, этики, философии, юриспруденции, теологии. Как мы выяснили в предыдущем параграфе, в отечественной истории и в истории зарубежных стран отношение государства и общества к абортам в разные времена было различным. Оно зависело от особенностей общественного и государственного строя, экономических и социальных условий жизни, религии. Существенным толчком к снижению числа абортов стала разработанная в начале 90-х годов государственная программа «Планирование семьи»[132]. Краткий анализ истории показывает, что постепенно из этики, морали общества вытеснялись правила о недопустимости «детоубийства» носящей ребенка матерью. Конфликт интересов матери и плода стал решаться в пользу первой.
В настоящее время более 61 % населения земного шара живет в странах, где аборт официально разрешен полностью или в ряде случаев (социальные, медицинские показания). Приблизительно в 70 странах аборт официально запрещен или разрешается лишь для спасения жизни женщины