Уголовно-правовые проблемы ответственности несовершеннолетних - стр. 43
В заключение отметим, что преступность несовершеннолетних при значительных масштабах распространения требует решительных, энергичных и целенаправленных мер по ее предупреждению. Задача состоит, прежде всего, в снижении уровня преступности несовершеннолетних, недопущении разлагающего влияния несовершеннолетних преступников на других подростков и пополнения ими рядов взрослых преступников-рецидивистов.
Глава 2
Незаконное проведение искусственного прерывания беременности (ст. 123 УК РФ): Уголовно-правовой анализ и криминологический аспект
Комплексный анализ проблемы регулирования искусственного прерывания беременности
Исторический аспект вопроса ответственности за незаконное проведение искусственного прерывания беременности
С глубокой древности институт материнства находился под охраной закона. Например, Законы вавилонского царя Хаммурапи предусматривали ответственность человека, причинившего выкидыш дочери свободного гражданина или мушкенума, или рабыне человека. В зависимости от социального положения виновный обязан был выплатить определенное количество шекелей серебр[88]. Классические каноны индуизма крепко стояли на том, что супруг вправе изгнать из дома жену, которая решила подвергнуть свое тело стерилизации или загубила зачатый плод. Вытравливание плода женой без ведома мужа давало, согласно законам Ману, право на развод[89].
Отношение к абортам в Древней Греции находит свое отражение, с одной стороны, в клятве Гиппократа. Писание «отца медицины» содержит среди прочих и положения относительно искусственного прерывания беременности: «…я не вручу никакой женщине абортивного кессария»[90]. С другой стороны, с точки зрения Аристотеля, аборты являются допустимыми. Данная допустимость имеет место, во-первых, если она имеет целью регулирование рождаемости, а во-вторых, плод может быть изгнан, прежде чем он начнет испытывать чувственные ощущения[91]. В некоторых источниках можно встретить и точку зрения Платона, который подчеркивал, что аборт может быть позволителен повитухам в случае, если он желателен для женщины[92].
В римском праве до момента рождения физическое лицо считалось несуществующим. Зародыш, находящийся в утробе матери (nascituras), не мог приобретать субъективных прав и не считался физическим лицом. Юридическая ответственность за посягательство на материнство возлагалась как на третье лицо, так и на сам женщину[93].
Позднее римское право начало рассматривать плодоизгнание исключительно в качестве безнравственного поступка и наказанию оно, соответственно, не подлежало. По учению стоиков, плод рассматривался как часть тела матери, по аналогии с растительным миром, где плод является частью дерева. Наказанию подлежали абортировавшие женщины и лица, способствовавшие этому лишь в тех случаях, когда аборт производился по корыстным соображениям или по другим низменным побуждениям