Удивительная Беларусь. К 600-летнему юбилею Беловежской пущи - стр. 40
«Хроника Литовская и Немойтская» середины XVI века писала, что от каменных укреплений Витебска остались поврежденные стена и башня.
В 1597 году после подписания Брестской церковной унии в Витебске были построены монастыри иезуитов, францисканцев, доминиканцев, бернардинцев.
17 марта 1597 года король Сигизмунд III дал Витебску Магдебургское право – право на самоуправление и особые привилегии для купцов, и городской герб – «в блекитном полю образ святого Спаса Збавителя нашего, и притом зараз троху нижей меч голый червонный, то ся мает розумять кровавый». Город получил хоругвь, городскую печать, ратушу, гостиный двор, право на ярмарку. Городом стал управлять магистрат из рады во главе с войтом. Правда, войт избирался горожанами и назначался князем.
В 1614 году во время большого пожара сгорели Верхний и Нижний замок Витебска. Пожар повторился в 1623 году. Восстановление замков затянулось, тем более, что в 1626 году город потерял Магдебургское право.
Магдебургское право в течение 30 лет содействовало экономическому росту Витебска. Однако давление униатов и многочисленные налоги вызвали в Витебске восстание 1623 года.
Историко-экономический очерк «Витебск», изданный в 1974 году в Минске, описывал восстание: «Самое ужасное время национально-религиозного гонения началось для витебчан с возведением в архиепископский сан Иосафата Кунцевича. Он жестоким насилием насаждал унию, закрывал православные церкви, приказывал бросать в тюрьму тех, кто оказывал малейшее сопротивление.
От имени православного населения края витебчане обратились к Польскому сейму с прошением, в котором говорилось: «Отступник, владыка Полоцкий, чтобы досадить тамошним мещанам, приказал вырыть недавно похороненные подле церкви тела умерших и бросить на съедение собакам, как какую падаль. О несчастье! О невыносимая неволя!»
Прошение осталось без ответа.
Чаша народного терпения переполнилась. Набатный звон колокола на городской ратуше в воскресенье 12 ноября 1623 года поднял на ноги всех. Горожане хлынули на Успенскую горку к дому Кунцевича и с криком «Бей папежника, душехвата!» ворвались в него. Кунцевича вытащили во двор, восклицая «Убивай нашей веры изменника и русских церквей неприятеля!», добили из ружья, а затем отвезли на лодке в район Песковатика и с камнями на шее утопили в реке».
Были разграблены униатские хранилища, уничтожены документы, избиты другие униатские священники.
Началась расправа. Римский папа писал польскому королю Сигизмунду III: «Да будет проклят тот, кто удержит меч свой от крови. Итак, ты не должен удерживать от меча и огня».