Размер шрифта
-
+

Ученые, прославившие Беларусь - стр. 4

В письме протестантскому теологу Г. Буллингеру впервые подверг рационалистической критике католическое и протестантское учение о Св. Троице (1563). Примкнул к антитринитариям, став одним из их лидеров и богословских авторитетов. Активно участвовал в работе «арианских» синодов, религиозно-богословских и социально-политических дискуссиях.

В поисках аутентичного текста Библии изучал и сравнивал варианты библейских книг на еврейском, греческом, латинском, церковнославянском, чешском, немецком и французском языках. Полный текст Библии, подготовленный С. Будным, был напечатан в 1572 г., но он отказался его признать, поскольку издатели существенно изменили его перевод и не поместили его предисловия и комментариев к Новому Завету.

С 1573 г. – пастор в Лоске, где в местной типографии был напечатан Новый Завет с предисловием и комментариями С. Будного (1574). С целью пропаганды своих взглядов на Св. Троицу и природу Иисуса Христа в Западной Европе издал книги на латинском языке «О двух природах Христа», «По поводу аргументов Зимлера», «Краткое доказательство того, что Иисус Христос не является таким же Богом как Отец» и др.

Его основное произведение «О важнейших положениях христианской веры», написанное на польском языке, в котором отвергалось учение о Св. Троице и сверхъестественном происхождении Иисуса Христа (1576). В трактате «О светской власти» (1583) защищал от нападок радикальных реформаторов-анархистов принципы государственности, собственности, сословного общества, настаивал на необходимости конфессиональной терпимости. В 1584 г. был исключен из общины антитринитариев за несогласие с тяготевшим к радикализму руководством, однако вскоре вынужден был пойти на компромисс.

Взгляды С. Будного критиковал Н. А. Бердяев в работе «Философия свободы».

Памятники С. Будному установлены в Несвиже (1982) и Минске (2000, в одной скульптурной композиции с В. Тяпинским). В г. Заславле его именем названа улица Имя С. Будного носит Несвижская типография.

Тяпинский Василий (Тяпинский – Омельянович Василий Николаевич) (1530-е/начало 1540-х – ок. 1600)

Мыслитель, переводчик, просветитель.

Родился в имении Тяпино Полоцкого повета (ныне Чашникский р-н Витебской обл.).

В 1567 г. служил в конной роте оршанского старосты Филона Кмиты-Чернобыльского. Участвовал в Ливонской войне. Находился на службе у подканцлера Великого Княжества Литовского Астафия Воловича – покровителя реформационного движения. Был лично и идейно связан с С. Будным, разделял его общественно-политические и религиозные взгляды. Перешел из кальвинизма в антитринитаризм.

Страница 4