Учение Иисуса о воскресении души - стр. 35
Говоря обо всем этом, Иисус создает новый, наиболее полный и прекрасный вариант «золотого правила» нравственности. Под этим правилом разумеется свойственное всем великим религиям учение о том, как относиться к другому: «Не делай твоему ближнему того, что нежелательно тебе самому». Это правило есть в индийских Упанишадах, в учении Конфуция, в гатах Заратуштры, у греческих философов (встречается и у семи древних мудрецов, повторяется у Сократа и Платона). Конечно, оно есть и в израильской пророческой традиции, притом здесь оно выдвигается на первый план. Особенно четко это «золотое правило» было сформулировано старцем Гиллелем, иудейским мудрецом рубежа нашей эры, чье понимание Торы в некоторых вопросах предвосхищало Учение Иисуса.
Как известно, к Гиллелю однажды пришел язычник, желавший разобраться в сущности Торы, и попросил: «Изложи мне все Учение, пока я стою на одной ноге [то есть мгновенно]». И Гиллель ответил ему: «Не делай другому того, что неприятно тебе самому. Это – суть, а остальное – комментарий. Иди и учись!»
Но Иисус иначе сформулировал это правило. Если Гиллель и другие великие учителя, пророки и мудрецы разных народов предлагали «негативные» варианты «золотого правила» – «не делай», то Иисус впервые представил его «позитивный» вариант – «делай»:
Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними… (Матф. 7, 12)
А это означает: не только воздерживайтесь от причинения ближнему зла, но и всячески, усердно и постоянно творите ему добро, – точно так, как вы хотели бы, чтобы поступали по отношению к вам. Это проповедь активных усилий для утверждения добра и распространения света в мире:
Так да светит свет ваш пред людьми… (Матф. 5, 16)
…Многие высказанные в Нагорной проповеди мысли, учения, притчи и афоризмы привлекают внимание на протяжении уже двух тысяч лет – и из века в век заставляют людей глубоко задумываться. Возьмем, например, такие известные слова:
Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. (Матф. 7, 13–14)
Слова великие, загадочные, понимаемые по-разному в разные эпохи…
Само противопоставление тесных врат – широким вызывает вопрос: а сколько человек могут войти одновременно в тесные ворота? И сам собой напрашивается ответ: лишь один протиснется – и то с трудом! В широкие же ворота входят толпами: целыми сообществами – конфессиями, объединениями, партиями входят – и идут в погибель… «В погибель» не только в духовном, но даже и в физическом смысле: ведь в самом центре христианского мира были развязаны две самые ужасные за всю историю мировые войны, унесшие десятки миллионов земных жизней! И это – спустя почти две тысячи лет после «проповеди» Евангелия. Той самой «проповеди», которая сводила Учение Иисуса к догматически-обрядовым постановлениям, скрывая его истинную суть.