Учебник по онтопсихологии
1
Нокса – в переводе с греческого (от греч. νόσος [nosos]– болезнь и δόξα [doxa] – мнение) означает «вред, болезнь».
2
Спекулярность (от лат. speculum – зеркало). Способность формализовать по отражению, по образу, по проекции без взаимодействия с ними. См. Менегетти А. Тезаурус. Словарь онтопсихологических терминов. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018.
3
Изо от греческого ἴσος [isos] – равный. В русском языке служит приставкой в ряде терминов: изометрия (равное измерение или размеры), изономия (равенство закона или людей перед законом), изотоп (разновидности атомов одного химического элемента с разным количеством нейтронов в ядре). В онтопсихологии под «изо» подразумевается элементарный критерий жизни: все равное ему является здоровым, все отличное от него – ошибкой, регрессом, болезнью. Это базовый критерий жизненного здоровья, одинаковый как для клетки, так и для органической структуры. См. Менегетти А. Тезаурус. Указ. соч.
4
Аутоктиз (от греч. αύτοζ [autoz]– полагание или выстраивание себя, ktizw [ktizo]– строю, закладываю фундамент). Самосозидание. Исторический процесс совершения ряда экзистенциальных выборов, из которых складывается эволюция и личностная ситуация.
5
Речь идет о том, чтобы понять, что оно собой представляет, что делает, к чему стремится, как уточняет себя.
6
Синкретизм (от греч. слова sinkretismos – соединение) – слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное состояние.
7
Ангьял Андраш (1902–1960) – американский психолог и психиатр венгерского происхождения, известный холистическим подходом в психологии (биосферная модель личности). Существовало несколько организмических теорий, рассматривавших организм как единое целое (К. Гольдштейн, А. Маслоу), а не как дуальную систему души и тела. В отличие от других Ангьял настаивал на том, что дифференцировать организм от среды невозможно, и включал в введенное им понятие биосферы как соматические процессы, так и психологическую и социальную область. См. Холл К. С., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997.
8
«Организмическое» подразумевает душу: «изм» восходит к греческому εἰµί [eimi] (быть), от которого происходит ὄντος [ontos] (бытийное, или онтическое); это особый корень, который указывает на духовность, которую можно перевести в функциональность. Поэтому, не вступая в противоречие с Ангьялом** (Angyal), под организмическим я в большей степени понимаю психический вектор, или душу.
9
Эпистема (от греч. ἐπιστήμη [episteme] – знание, обоснованная наука) – семя, корень или то, что близко, сокровенно принципу «в-себе», утверждающему присутствие реальности и ее очевидность. См. в книге Менегетти А. Тезаурус. Указ. соч.
10
Наука на итал. scienza от лат. scio ens – знаю бытие. См. в книге Менегетти А. Тезаурус. Указ. соч.
11
Возможности, данные ему от природы; то, каким его сотворила природа.
12
Когда я употребляю термин «бог», то отнюдь не удаляюсь от конкретики, от природного «изо».
13
С латинского “Nosce te ipsum”, с древнегреческого “Gnothi se auton” – надпись на храме Аполлона в Дельфах. Как сообщает Платон в диалоге «Протагор», это плод совместных раздумий «семи великих мудрецов» Древней Греции (Фалеса, Питтака, Бианта, Солона, Клеобула, Мисоне и Хилона, VI в. до н. э.). Традиционное название этого афоризма – «заповедь Дельфийского оракула». Выражение стало популярным благодаря Сократу.
14
Телеология (от греч. teloz, родительный падеж teleos – результат, завершение, цель и logos – изучение) – идеалистическое учение о цели и целесообразности. Телеология постулирует особый вид причинности: целевой, отвечающий на вопрос – для чего, ради какой цели совершается тот или иной процесс.
15
Жизненный мир (или окружающий мир жизни, мир повседневности, нем. Lebenswelt, англ. world of life, итал. mondo della vita) – одно из центральных понятий поздней феноменологии Э. Гуссерля. Жизненный мир – это мир нашего повседневного опыта, не отягощенного еще никакими научными знаниями. Это – сфера первоначальных допредикативных (т. е. теоретически не концептуализируемых) очевидностей, конституируемых в деятельности чистой трансцендентальной субъективности. Как таковой, он не осознается нами непосредственно и сохраняет статус полной анонимности. Концепция жизненного мира представлена в работах Гуссерля «Картезианские размышления» и «Кризис наук как выражение радикального жизненного кризиса европейского человечества». См. с. 105 настоящего издания.
16
Под компьютером автор подразумевает устройство, предназначенное для выполнения определенных логических операций и предоставления их в определенном виде.
17
Древний афоризм “Homo homini lupus est” (лат.) был использован английским философом Томасом Гоббсом (1588–1679), который в своем произведении «Левиафан» таким образом выразил свое понимание человека, как существа недоброго и злого по своей природе, который при отсутствии сильной централизованной власти приходит к ситуации «войны каждого с каждым».
18
От лат. id ens и гр. τίθημι [tithemi] или от лат. id quod est ens.
19
Imprimatur – лат. “пусть печатается”, разрешение цензуры (на печатание); подписание к печати.
20
Человек, занимающийся искусством, но не владеющий техникой, либо инфантилен, либо шизофреничен. Через темперамент онто Ин-се предрасполагает человека к определенному событию; тот, у кого такой предрасположенности нет, может изучить технику, но все равно будет лишен виртуальности, позволяющей создать – через объект – присутствие метафизического.
21
Подробнее о взаимоотношении личности и общества см. в книге Менегетти А. Система и личность. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2014.
22
«H» от первой буквы слов “homo, hominis” (человек), “humanitas” (человечество).
23
Аристотелевский термин “sinolo” – составное целое, то есть человек как единство духа и тела.
24
Протагор (ок. 490 до н. э. – ок. 420 до н. э.) – древнегреческий философ, один из старших софистов. Базовое положение Протагора аксиоматично: «Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют» (принцип человек-меры). Под мерой Протагор понимал некую «норму суждения», в то время как под вещами – факты и опыт в целом. Этим принципом Протагор подверг отрицанию абсолютный критерий, отличавший бытие от небытия, истину от лжи. Критерий – это только человек, индивидуум. См. Реле Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 томах. – СПб., 1994–1997.
25
«Быть логичным» означает «сводить многое к одному».
26
«Интеллективное: чистое действие разума. Ключевой термин для любого процесса духа и воли. Способность знать интимное и определять его действие, где бы и как бы то ни было». См. Менегетти А. ОнтоАрт. Ин-се искусства. – М.: БФ «Онтопсихология», 2010.
27
От греч. organon [organon] – орудие, инструмент и gramma [gramma] – написание, запись, буква. Орган – это часть, которая исполняет свою функцию не для себя, а для чего-то другого (подобно тому, как тело существует для души). Отсюда, органиграмма – буква, служащая инструментом написания.
28
Именно средняя посылка является бытием одинаковым в двух контекстах, отчего оба они могут продолжаться совместно.
29
См. Менегетти А. Мир образов. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018, а также Менегетти А. Образ и бессознательное. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2016.
30
«Проект» означает «бросок для…», «динамику для…» – От лат. pro – «для» и jacio – «бросаю».
31
«Все, что есть со мной, есть и с тобой; все то, что есть я, – для тебя».
32
См. Менегетти А. Образ как алфавит энергии. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2014.
33
Цифрема – прикладная ментальная форма, определяющая специфику соматического объекта; интенциональность, свершившаяся в специфической феноменологии.
34
Плерома (греч. πλήρωμα [pleroma] – наполнение, полнота, множество) – термин греческой философии, обозначающий божественную полноту. Использовался Юнгом для обозначения «места» за пределами пространственно-временных представлений, в котором угасают или разрешаются все напряжения между противоположностями.
35
«Информирует» означает: создает внутреннюю форму, формирует изнутри (от “in” – «в», «внутри» и “forma” – «форма»).
36
В философии quid обозначает формальную причину вещи. От этого слова образован термин quidditas (чтойность) в схоластической философии, потом у Аристотеля, который обозначал само бытие вещи, сущность вещи.
37
«Психическое» я понимаю как формализующую силу..
38
Аристотелевские первоначала. См. Менегетти А. «Рацио-нальные и эмпирические принципы». От сознания к бытию. – М.: БФ «Онтопсихология», 2010.
39
См. часть третью, гл. третью настоящего издания.
40
От греч. ὕλη [ule] – материя, μορφή [morphe] – форма. См. Менегетти А. «Гилеморфизм и психосоматика». Психосоматика. – М.: НФ «Антонио Менегетти», 2018.