Ты – сказка! Антистресс для больших и маленьких - стр. 8
Ворон (мудрость Ивана) догоняет утку (разрушительные мысли и чувства Ивана) и приносит ему на осознание.
Яйцо – символ мироздания во многих мифах народов мира. Но в яйце Кощея нет желтка – зародыша жизни, идеи, нет белка – энергии жизни, а есть только скорлупа – форма – с иглой.
– Для чего нужна игла?
– Чтобы шить.
– Чтобы соединить разные куски ткани и получилась вещь.
– Но в иголке Кощея есть ли нить?
– А если нет нити, то как же можно сшить?
– Игла Кощея только протыкает и ранит, но не создает! – восклицают дети.
Вот мы и добрались до корня зла. Прячется оно в страхах – зайце, в недобрых, разрушительных мыслях и чувствах – утке, в том, что разъединяет, ранит, разделяет.
– А как зло можно победить внутри самого себя? Если мы будем себя осуждать за совершенную ошибку, казнить и наказывать – бороться с собой, – будет ли нам хорошо от этого?
Сказка говорит, что не надо сражаться с собой: это бесполезно, сколько ни казни себя, – Кощей Бессмертный! А вот если найти свою мудрость, свою смелость и с их помощью осознать свои страхи, обиды, гнев, то вот она, игла, – разломил корень несчастий и освободил свою душу, Василису Прекрасную, из плена заблуждений.
– А когда Иван отрубает три головы Змею Горынычу – что это значит? Почему три головы у змея?
– Это похоже – минус в мыслях, минус в чувствах, минус в поступках – вот они три головы! – открывают дети.
– Почему змей вгоняет Ивана в землю – по колено, по пояс, по плечи?
– Это змей зла хочет покорить минусом все хорошие поступки Ивана, потом – по пояс – это хочет покорить все его добрые чувства, а по плечи – стремится взять власть над мыслями.
– Но Иван не дает злу внутри себя руководить – он отсек ему головы – значит, победил минус в мыслях, в чувствах и в поступках!
Как только зло побеждено – царство мрака заполняется светом, расцветают цветы, поют птицы и Царевна выходит навстречу Ивану. Когда человек осознает в самом себе разрушительные проявления и организует их, берет над ними власть, то воцаряется гармония всех частей сознания, возникает чувство счастья.
Когда ребенок ведет себя несозидательно, спросите у него:
– Где живет зло? Кто его хозяин? А сейчас, когда ты дерешься (злишься, обижаешься), кто хозяин – ты хозяин своего Кощея, своего гнева, или это качество взяло верх и владеет тобой?
Это первый этап. Далее можно разговаривать, обсуждать – что не нравится, почему, что хочется изменить.
Спросите: для чего нужна обида? зачем возникает гнев, для чего нужны эти чувства?
Обида и гнев нам подсказывают, что что-то идет не так, что надо изменить ситуацию. Они тоже инструменты, которые показывают, что для нас разрушительно. Например: если другие по отношению к нам несправедливы, высокомерны, агрессивны, то эти чувства – обида и гнев – говорят, что с нами нельзя так поступать. Но если утонуть в этих чувствах, они становятся разрушительными для человека, а можно использовать их для того, чтобы изменить ситуацию – отношение других к нам, не позволять разрушать наши границы и уважение, слышать их как камертон своего внутреннего здоровья. В мифах Древнего Египта есть хороший пример этого. Гор – наследник престола – сражается с богом пустыни Сетом, олицетворением зла, и когда побеждает, то не убивает, а привязывает, опоясывает его. Есть изображения Гора, у которого от пояса два туловища – Гора и Сета, но Сет опоясанный, служащий сознанию, ставший осознанной силой, контролируемой и служащей во благо.