Творить мир. Миротворческая дипломатия Общины святого Эгидия - стр. 19
Не стоит недооценивать внешнее вмешательство, которое, безусловно, стоит за созданием РЕНАМО, но мотивации сопротивления следует искать прежде всего в реакции на ФРЕЛИМО и ее революционную «европейскую» идеологию. Становилось все понятнее, что причины войны надо искать во внутренних проблемах. Речь не шла о войне “по доверенности”, как в Анголе, где, по типичному сценарию холодной войны, с одной стороны стояли США, которые при помощи ЮАР поддерживали УНИТА, а с другой – СССР, который поддерживал правительство МПЛА с помощью кубинцев. В Мозамбике американцы, южноафриканцы, советские, кубинцы не имели такой власти, как в ангольском контексте. Поэтому ненависть, разделяющую двух противников, не удалось автоматически преодолеть – как некоторые надеялись – с ослаблением международной напряженности, которая символизировалась падением берлинской стены (1989). Такой конфликт, как мозамбикский, не прекратился с изменением международной картины. Необходимо было воздействие на внутренние элементы, определявшие и питавшие эту войну, которая к тому времени уже обрела эндемический характер – войну со своей собственной динамикой, на которую традиционная дипломатия оказывала мало влияния.
Это запоздалое историческое понимание конфликта должно вменяться в вину всему международному сообществу, которое было более обеспокоено расширением автомобильного производства (тысячи иностранных сотрудников обосновались в Мапуту, в то время как в 20 км от города в лесах могли убить), чем поиском настоящих причин конфликта, который сделал Мозамбик страной с ограниченным суверенитетом.
История оказалась сложнее теоретических схем. В то время как ФРЕЛИМО, как политически, так и экономически, становился все более независимым от советского блока, партия РЕНАМО не могла назвать себя выразителем западных интересов.
В одном из отчетов Госдепартамента США в 1988 году, партизан РЕНАМО обозвали «черными кхмерами», сравнив с камбоджийскими «красными кхмерами» и лишив какого-либо политического достоинства. Со своей стороны, РЕНАМО обвинял все международное сообщество «в пособничестве ФРЕЛИМО». Таким образом, Запад без всяких сомнений симпатизировал скорее прагматичному правительству Мапуту, чем неизвестному движению, укрывшемуся в непроходимых лесах Горонгозы, где находился штаб партизан.
Понять РЕНАМО было непросто. Мнения расходились и были противоречивыми, как среди мозамбикцев, так и в мировом сообществе. Отмечалось, что партизанское движение распространило свое присутствие, хотя и не постоянное, на большую часть сельской территории Мозамбика; что его поддерживали значительные части гражданского населения; что оно обладало значительной военной мощью, самоотверженными бойцами и компактными вооруженными группами. Казалось бы, военный аспект был решающим. Тем не менее, постепенно начали понимать, что и у РЕНАМО была политическая программа, хоть и простая, но эффективная – оппозиция политической программе ФРЕЛИМО. Оно упорно противостояло всему, что сделала партия ФРЕЛИМО со дня обретения независимости. РЕНАМО представлялось как движение реакции на Фрелимо. В этом смысле ему хватало политической идентичности. Но оно было изолированным. Пропорционально его изолированности усиливалась его вооруженность, его военный потенциал.