Творения - стр. 6
Сколько воль, иначе говоря, хотений? – Исповедую одну волю?
Сколько ипостасей исповедуешь в Боге? – Три ипостаси: Отца, Сына и Святаго Духа.
И если ты так показал о Боге, то скажи мне еще в подтверждение кратко, почему Бог един и почему троичен? – Он един по Божеству, как было сказано выше, троичен же по ипостасям.
Что есть общее в трех Божественных ипостасях и что особенное?
Особенное у Отца есть нерожденность, у Сына рожденность, а у Духа Святого – исхождение; общее же Им – Божество и Царство.
От кого рожден Сын? – По Божеству от Отца прежде всех век, подобно тому как рождается свет отсвета, рождением духовным, а не плотским, образом неизреченным.
От кого исходит Дух Святый? – От Того же Отца, как нас поучает Евангелие и Символ святой веры.
Видим ли Бог или невидим? – Невидим, так как Бог есть Дух, Бог есть Свет, Бог есть духовная природа; Он бесплотен, невоображен, неописан, неизречен.
Если же Он таков, как ты сказал, то есть бесплотный, то почему же Псалмопевец приписывает Богу многие действительные части тела: глаза, уши, руки, рамена и прочее? – Псалмопевец описывает это для того, чтобы чрез видимые телесные знаки указать на действительную невидимую Божественную силу, которою Он поддерживает Свое творение и чрез которую им управляет; ведь Он есть весь око, весь слух, все видит, все слышит, ничто не может от Него укрыться, но все обнажено и явно пред Ним, не только дела и слова, но и помышления сердечные; Он, значит, весь есть как бы и рука всемогущая, которая своим всемогуществом все творит и претворяет.
Где пребывает Бог? – Божеством Своим Он пребывает везде.
А благодатию Своею везде ли Он пребывает? – Не везде, но на местах избранных.
Какие же это избранные места? – Божий храмы, где покоятся святые мощи и совершаются святые таинства, особенно же избранное место Божие есть Божий престол на небесах.
Кто есть Христос? – Христос есть Сын Божий и Бог, вторая ипостась Святой Троицы.
Отец Христос ли? – Нет, не Христос.
А Дух Святый Христос ли? – Нет, не Христос.
Почему же так? – Потому что не Они воплотились, ибо Отец ни от кого не рожден и есть потому первая ипостась Святой Троицы; Дух же Святой от Отца исходит, а не рожден, и есть третья ипостась Святой Троицы; воплотилась от Святой Девы одна вторая ипостась Святой Троицы: Иисус Христос, Сын Божий.
Когда же наречено было Сыну Божию это имя Иисус Христос? – По воплощении Его от Пресвятой Девы.
Сколько естеств исповедуешь во Христе, Сыне Божием, вочеловечившемся ради нас? – Исповедую два естества – одно Божеское, другое человеческое: Божеское естество есть само Божество, как было сказано выше, а человеческое естество есть душа и тело.