Размер шрифта
-
+

Творение мира - стр. 9

Что же касается мира видимого, или чувственного, то о его происхождении и образовании сообщены замечательные и содержательные сведения. С естественно-научной точки зрения эти сведения далеко не подробны, но не нужно забывать той главной цели, какую имел здесь в виду Бытописатель.

Целью его было вовсе не то, чтобы преподать людям подробную геогонию и космогонию, а то, чтобы научить их вере в Бога, как истинного Творца всего мира. По отношению же к этой цели изложенная Моисеем история миробытия должна быть признана вполне достаточною. Здесь, как мы знаем, не только сделано одно общее указание на то, что Бог вначале сотворил мировое первовещество и Сам Своею силою приготовил его к произведению из него мира, но в главных и существенных чертах намечены самые процессы или ступени бытия. Чрез них под непосредственным действием Божиим непрерывно и последовательно проходило мировое вещество, пока наконец не достигло того окончательного, какой назначен был ему Богом. В определенные круги времени образовался мир неорганический, органический и наконец – человек. Всего этого, конечно, вполне достаточно для того, чтобы вызвать в верующей душе ясное и отчетливое представление о Боге-Творце, – представление не только о том, что Он создал все из ничего, но и о том, что именно и когда Он создал, или чем начал и чем окончил Свое творение.

Учение об историчности повествования о творении мира отцов и учителей Церкви

Все отцы и учители Церкви твердо стояли на стороне исторического и буквального понимания первого повествования книги Бытия. Особенного внимания заслуживает суждение об этом предмете свт. Василия Великого, написавшего самое замечательное толкование на шестоднев. Здесь святой отец старается как можно шире обнять и глубже проникнуть в смысл сказания Моисея о творении. При этом он везде и всегда строго придерживается буквального и исторического смысла. Он совершенно не допускает мысли, чтобы хоть что-нибудь в этом повествовании не совпадало с действительностью, хотя и не отвергает возможности умолчания о чем-либо.

Итак, дни творения показывают истинный порядок непосредственных действий Творческой силы, совершившихся в определенное время.

Очевидно, все шесть творческих дней сообразны последующему седьмому, венчающему седмицу – дню, которому Бытописание не полагает дня и предела. «Тысяща лет пред очима Твоима, Господи, яко день вчерашний» (Пс. 89, 5), и «един день пред Господем яко тысяща лет», как это дополнил св. ап. Петр (2 Пет. 3, 8).

Творение общее и частное. Последовательность частного творения

Страница 9