Размер шрифта
-
+

Творчество в рамках - стр. 15


Специалисты в области творческого мышления говорят, что Фосбери мыслил за рамками прыжка перекидным способом. Но, как показывают реальные факты, это неправда. На самом деле он мыслил в рамках прыжка способом перешагивания.

Замкнутый мир

В данной книге мы подробно изучим все компоненты методики систематического новаторского мышления – нашего подхода к инновациям и поиску нестандартных решений. На очереди – принцип замкнутого мира, суть которого состоит в том, что самые лучшие творческие решения для насущных проблем часто лежат на самом виду и связаны с уже существующим продуктом, услугой или обстановкой.

Но прежде, чем отправиться в путь, давайте убедимся в том, что вы приняли и признали нашу фундаментальную предпосылку. В конце концов, мы собираемся разрушить самый распространенный на сегодняшний день миф о творчестве, заключающийся в том, что оно требует выхода за рамки привычного мышления. Мы хотим убедить вас в обратном. Расширение горизонтов очень редко повышает производительность творческого процесса. Есть опасность отвлечься на далекие звезды в неведомых галактиках и нафантазировать чего-то такого, что потом будет трудно применить в текущей ситуации. Что самое главное, отвлекаясь от повседневных мыслей, вы начинаете рассуждать абстрактными категориями, т. е. не придумываете ничего конкретного. Такие идеи чаще оказываются шаблонными, чем действительно оригинальными, потому что по-настоящему новаторской можно считать только ту идею, которую можно применить на практике. Как говорится, детали решают всё.

Мы пропагандируем радикально иной подход. На наш взгляд, лучше всего стимулировать творческий процесс сосредоточенностью на внутренних аспектах ситуации или проблемы. Кроме того, нужно ограничить себя рамками, а не выходить за них. Обозначив границы замкнутого мира определенной творческой задачи и затем сосредоточившись внутри них, вы будете более изобретательны, последовательны, не станете вглядываться в стратосферу или ждать появления музы (и снова миф!).

Давайте начнем с того, как возник этот миф о выходе за рамки привычного мышления, а затем вы сами решите, к чему приведет такой путь: вдохновит или, наоборот, помешает мыслить творчески.

Неизвестная правда о задаче с девятью точками

Несмотря на то что изучение творческого мышления является сегодня официальной научной дисциплиной, эта наука еще совсем молода. В начале 1970-х годов психолог Дж. П. Гилфорд стал одним из первых исследователей, осмелившихся провести научные изыскания в данной области. Пожалуй, самый известный его эксперимент – задача с девятью точками, которая вместе с решением изображена на рисунке 1.3. Он попросил участников эксперимента соединить девять точек четырьмя линиями, не отрывая карандаш от бумаги. Сегодня половина всего населения планеты знакома с этой головоломкой и ее решением. Но в 1970-х годах практически никто не знал о ее существовании, хотя придумана она была почти за сто лет до того.

Страница 15