Творчество: наука, искусство, жизнь. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 95-летию со дня рождения Я. А. Пономарева, ИП РАН, 24-25 сентября 2015 г. - стр. 58
По мере того, как первичный интерес к татуировке закрепляется в сознании респондента, идея непосредственно сделать татуировку стимулирует дальнейшее немедленное действие только в тех случаях, когда респонденты находятся еще в совсем юном возрасте. Такая модель поведения – наряду с подражанием – связана с любопытством и стремлением поскорее «попробовать кольнуть», «испробовать на себе». В этом случае психологическое состояние, в котором респонденты впервые «набиваются», они описывают как «кураж», «азарт», «на подъеме», «прикольно», «любопытно», и наиболее распространенный сценарий вхождения в «мир татуировки» демонстрирует легкомысленное, игровое начало истории. Татуирование на этом этапе характерно в большей степени тату-мастерам, чем их клиентам, которые начинают татуироваться чуть позже (по достижении восемнадцатилетия).
1.2. Второй уровень первичной мотивации отличается началом рефлексивного осмысления татуирования.
Первый по частоте упоминаний сценарий демонстрирует более серьезные психологические основания, которые присоединяются к стремлению «попробовать»; он связан с осознаваемым внутренним протестом против запретов родителей.
Во втором сценарии прослеживается мотив эпатажа, демонстрации и самоутверждения – «хотелось выделиться и доказать миру».
С данным сценарием связан третий, когда человек озабочен поиском круга общения: «эти люди казались мне такими крутыми, смелыми».
Четвертый сценарий – когда к первичному интересу к татуировке присоединяется эстетический компонент, основанный на первом опыте эстетического переживания: «…дракон японский… меня это поразило».
Пятый сценарий – когда к первичному интересу присоединяется мотив защиты, и в татуировку вкладывается религиозный, мистический, смысл.
Шестой сценарий – когда к первичному интересу присоединяется мотив самовыражения: возникает потребность переноса на собственную кожу собственного или чужого художественного творчества, наиболее точно отражающего представление о себе, «Я-образ».
По мере прохождения второго уровня первичной мотивации респонденты начинают оценивать свой первый опыт татуирования, и происходит процесс постепенного критического пересмотра первичных оснований. Первый уровень первичной мотивации, подражание и любопытство,